В ролевой обратной связи следует отказаться от психологизаторства. И наоборот, наибольшее значение придается четкому формулированию практически одинаковых переживаний протагониста и партнеров в ролях людей, окружающих протагониста, и в его собственной роли. Оно создает подлинное взаимопонимание между протагонистом и партнерами, стремящимися объективно понять изображенную ситуацию. Пропасть между пациентом и терапевтом, а также между протагонистом и партнерами, как правило образующаяся при отсутствии после психодраматической игры ролевой обратной связи и вызывающая специфическое изменение групповой динамики, вносит диссонанс в совместное бытие людей в данной ситуации. За ролевой обратной связью в качестве второй части фазы обсуждения следует теперь идентификационная обратная связь.
4.5. Идентификационная обратная связь
В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Например, обычно молчаливый участник группы просит слова и сообщает, сколь сильна была его идентификация с протагонистом в детской сцене. В его детстве случилось нечто подобное, только он ревновал не к своему младшему брату, а к старшей сестре, которую выделял среди них отец. Однажды он не смог больше смотреть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После того как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другая участница группы рассказывает о своем сильном сопереживании в детской сцене. В результате попеременной идентификации с матерью и с маленьким мальчиком она разволновалась. В своей жизни, будучи матерью, она ведет себя как мать Петера. Несмотря на это, она страдала, идентифицируясь с Петером, и даже от волнения начала покрываться испариной. Когда Петер убежал из дома, ее злость на мать и Клауса была прямо-таки неподдельной. Благодаря таким исходящим от переживания сообщениям протагонист чувствует себя по-настоящему понятым.
Идентификации также являются важной информацией об участниках группы, и после каждой игры ведущий психодрамы должен о них расспрашивать. Отчет об идентификационном переживании может облегчить зажатому человеку психодраматическую терапию его собственной проблематики. Кроме того, и психосоматические реакции, достаточно часто возникающие у зрителей в фазе игры вследствие идентификационных процессов, при идентификационной обратной связи быстро исчезают. В выраженных случаях затруднения симптомоносителей должны быть проработаны в психодраме. Как только собственная, зачастую давно минувшая идентификационноспецифическая конфликтная ситуация проигрывается и у протагониста происходит акциональный катарсис, психосоматические нарушения сменяются чувством освобождения и разрядки.
4.6. Шеринг
Шеринг является важной частью или особо важной функцией заключительной фазы психодрамы. Само слово нельзя точно перевести с английского. Мы понимаем под ним непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, например, может выражаться через идентификации, возникшие у зрителя на основе соответствующих переживаний, имевших место в его собственной истории жизни. Как правило, в шеринге ими делятся спонтанно.
Если до сих пор протагонист считал свое страдание чем-то уникальным, то благодаря шерингу оно приобретает для него общечеловеческие черты. Протагонист и зритель испытывают глубокое единение. Наряду с этим разделением жизненного опыта шеринг означает также сострадание с протагонистом в его бедах, несение вместе с ним его бремени, а также сопереживание испытываемой благодаря катарсису радости облегчения. "Один несет бремя другого", ставшее при обмене ролями в фазе игры пережитой действительностью, расширяется в шеринге до опыта "Многие несут одно бремя". После чрезвычайно интенсивных психодрам группа может быть настолько взволнована, что первое время изъявляет свою близость с протагонистом просто теплым, сочувствующим молчанием. Иногда партнеры и зрители выражают протагонисту сочувствие его судьбе искренними, сердечными словами. После бурных психодрам в качестве особой формы шеринга приемлема короткая совместная прогулка.
При этом психодрама не обсуждается. Только по возвращении в комнату для занятий психодрамой протагонист и группа полемизируют о том, что произошло в психодраме.
В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу психодрамы шерингом. Благодаря этому ограничению тяжело страдающий пациент может почувствовать себя целиком принятым другими. В таком шеринге чувства симпатии, глубоко запрятанные в его душе, снова могут зашевелиться и найти живое участие у членов группы. Морено называет такой прорыв чувств взаимной симпатии катарсисом любви и подчеркивает его особую важность в лечении психотических больных.
В целом третья фаза психодрамы благодаря высказываниям, исходящим от ролевого переживания относительно посторонних партнеров, способствует более интенсивному осознанию событий и констелляций, возведенных в игре из вытесненного в пережитое. Она углубляет знание о констелляционном гнете и порочном круге и позволяет закрепить понимание, обретенное в качестве опыта «Я» и опыта «Ты» при обмене ролями.
Для всей психодрамотерапии решающим является последействие психодраматического переживания. Оно проявляется тем отчетливее, чем сильнее вера терапевта в воздействие эмоционального опыта. Психотерапевты, над которыми довлеет вера в силу рассудка, рациональными толкованиями оценочного характера ставят этот эффект под угрозу. Этим они почти всегда выказывают недостаток собственного психодраматического опыта.
4.7. Processing, или процесс-анализ
После того как благодаря ролевой обратной связи удалось зафиксировать в сознании то, что было представлено протагонистом во время игры, а также его зачастую мимолетные эмоциональные переживания в различных ролях (равно как и переживания партнеров), после того как идентификационная обратная связь позволила выявить отклик, который психодраматическая игра нашла у членов группы, и после того как в шеринге были задействованы экзистенциальные возможности психодраматического и постпсиходраматического сопереживания и совместного бытия, заключительная фаза психодрамы находит свое завершение в Processing, или в процесс-анализе. Процесс-анализ лучше всего проводить после достаточно длительной паузы, а при необходимости только на следующем групповом занятии. События прошедшей психодрамы исследуются теперь с позиции теории ролей и социометрии, а также рассматриваются в их внутренней взаимосвязи и в их взаимосвязи с миром. К примеру, тот факт, что протагонист в одних ролях мог быть очень спонтанным, а в других, напротив, казался скованным, анализируется с точки зрения его обусловленности социометрическими констелляциями nunc et olim (теперь и/или когда-то). Те в свою очередь рассматриваются в рамках взаимосвязей с обществом. И наоборот, социометрические констелляции, общественные и внешние (космические) связи с миром освещаются в их зависимости от пассивности и активности индивида. Групповой процесс психодраматической группы исследуется также и с этих позиций. Во многих случаях из процесс-анализа вытекают показания к дальнейшему изучению настоящих или прошлых ситуаций в последующих драмах, равно как и к психодраматическому исследованию разнообразных возможностей изменения.
5. Формы психодрамотерапии
5.1. Психодрама, центрированная на протагонистe, или на индивиде
Центрированная на протагонисте психодрама, как говорит уже само название, концентрируется на протагонисте, или на главном исполнителе, который с помощью ведущего психодрамы и партнеров изображает в психодраматической игре реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Здесь следует отметить, что благодаря сценическому изображению становится понятным и наглядным своеобразие протагониста в переживании существующей межличностной ситуации и во взаимодействии с другими, втянутыми в эту ситуацию людьми. Игра воспроизводит особенности протагониста «in actu» и «in situ» и имеет поэтому очень важное диагностическое значение. Центрированная на протагонисте психодрама является также раскрывающей психотерапией, поскольку в свободном психодраматическом действии вытесненные события очень быстро достигают уровня переживания и осознания. Связанный с этим катарсис способствует эмоциональному раскрепощению и оживлению тех или иных житейских ситуаций, вызывающих невротическую реакцию. Даже если центрированная на протагонисте психодрама вращается вокруг протагониста, то в этой форме терапии протагонист все же не вращается вокруг себя самого. Он действует, как уже говорилось, не только в собственной роли, но и в ролях своих партнеров по взаимоотношениям. Все это после прежней, преимущественно односторонней, оценки своего положения обогащает его многосторонним опытом «Я» и опытом «Ты» и, кроме того, знанием новых возможностей, позволяющих проявлять гибкость, терпимость, высказывать различные суждения и самоутверждаться. На этих важных промежуточных результатах основана изменяющая поведение часть психодрамы, центрированной на протагонисте. Последняя в подлинном смысле является креативной и, как любая форма психодрамотерапии, содержит возможность опробования и разучивания новых способов поведения, обеспечивающих более эффективные «совладения» с реальностью.