Для исследования межличностных отношений в социальной психологии характерно разделение всей этой системы отношений на деловые и эмоциональные. При всех различиях в понимании деловых и эмоциональных отношений разными авторами, общим для них является представление о деловых отношениях как непосредственно связанных с трудовой деятельностью в отличие от эмоциональных, не связываемых непосредственно с совместной предметной деятельностью и описываемых обычно на уровне симпатий и антипатий членов группы. В зависимости от теоретической ориентации, которой придерживаются социальные психологи, они уделяют большее внимание исследованию того или иного вида межличностных отношений. Сейчас многими авторами признается важность двух этих видов, их тесная взаимосвязь.
А.В.Петровский и его сотрудники (Вайсман, Птичкина)(7) проводили исследование, в котором изучались деловые и эмоциональные отношения в малой группе в зависимости от уровня ее развития, проводились в учебных и производственных коллективах.
В мировой психологии одной из самых потрясающих догадок К.Юнга является факт рождения человека с психологическим наследством, которое во многом определяет дальнейшее поведение человека и опыт. По Юнгу, коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте.
В области анализа действий и установок людей в условиях групповой активности его теоретически осмыслил и практически испытал в психолого-педагогической практике А.С.Макаренко (). Хотя конечно, его принцип деятельности был несколько иным, в сравнении с западными исследованиями. Все это помогло созданию некой эмпирической предпосылки, с помощью которой изучались такие феномены как: коммуникация, установки, перцепция, малые группы и т.д.
Особое место в истории отечественной психологии должно быть отведено В.М.Бехтереву(31). Он являлся хорошим практиком и организатором узкопрофессиональных исследований. Его предположение о том, что каждая специфическая область науки не может не опираться на какие – то общие, хотя бы для ряда смежных наук, законы, справедлива. У него была своя собственная концепция - энергетическая. Она основывалась на утверждении энергетической природы психических явлений, которая имеет свою первопричину – «свободную энергию», которая дематериализует физические тела. Энергия в его понимании рассматривается в качестве базового, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека, в том числе и межличностных отношений, и общества в целом. В ходе взаимодействия человека с внешним миром, внешняя энергия («свободная»), по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно – психический процесс. Внешняя энергия проявляет конкретные формы социальной активности человека (или общества), которые, в свою очередь, превращают нервно – психическую энергию в свободную, тем самым, заполняя энергетическое пространство.
Развитие социально – психологической теории подтвердило правильность сделанного Бехтеревым вывода о зависимости социального восприятия от человеческого опыта, и личностных особенностей воспринимающего субъекта.
Еще один из известнейших социальных психологов А.А.Ухтомский внес огромный вклад в развитие психологии как науки. По его мнению, тип поведения человека определяется условиями воспитания. Но при этом сам человек является мощной воспитательной силой. Ухтомский говорил: «человек человеку – величайший секрет», и понять другое лицо до конца, «как оно есть, с его потребностями и исканиями», бывает непросто, ведь «понимаем мы вполне только то, что одинаково с нашим». Тогда в силу должно вступать доверие. В целом же, «когда мы активно не даем себе видеть в других дурное, и обращаем внимание только на хорошее», мы делаем добро и себе, и другим. Человек, «заграждая себе глаза на недостатки людей, побуждает их становиться лучше, и сам становится лучше, чем был». Другой должен стать «выше и ценнее или, по крайней мере, реально ровным по ценности».
Среди западных исследователей следует отметить В.Бенниса и Г.Шепарда. Они занимались изучением теории «группового функционирования». В их концепции рассматривался индивид в конкретной группе, которая в большинстве случаев возникала случайно. В каждом конкретном случае требовалось от индивида принятие определенных решений, изменения поведения вплоть до перестраивания своих психологических аттитюдов и свойств. Основные усилия сторонников этого направления в социальной психологии сосредоточены на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т – группах, или группах тренинга делового и межличностного общения, регулирования человеческих отношений, в группах самоанализа. Подобные социально – психологические тренинги имеют свою популярность и у нас в России, и в странах ближнего зарубежья.
Определенный вклад в изучение проблемы взаимоотношений людей внесли следующие зарубежные ученые: Г.Блумер, Н.Дензин, М.Кун, А.Роуз, А.Стросс, Т.Шибутани и др. Все они являются представителями известного направления «символический интеракционизм». Особое внимание уделяется проблемам «символической коммуникации», то есть общению, или по другому, взаимодействию, которое происходит на основе определенных символов. В последние годы к ряду этих психологов пришло пополнение со стороны сторонников НЛП – нейролингвистическое программирование. Сам процесс, в результате которого формируются значения, и когнитивные аспекты символической коммуникации имеет довольно таки большое место в трудах современных символических интеракционистов.
В этой теории имеется ориентация не на отдельного, пусть даже совокупного, индивида, который находится в группе или без нее, а на некий социальный процесс, который понимается как процесс взаимодействия индивидов в социуме, или общности. Здесь обычно выделяются следующие направления:
1) символический интеракционизм;
2) ролевые теории;
3) теории референтной группы.
Следует отдать должное внимание рассмотрению ролевых теорий, где предпринимается попытка дать социально – психологический анализ такого феномена, как социальная роль. Были предприняты попытки классифицировать роли и ролевые конфликты, а также попытки выявления социально – психологических факторов и механизмов ролевого поведения. Этой работой занимались ряд ученных, таких как Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс, и другие. Среди них имеются и философы, и филологи, и социологи, и психологи.
В советской же психологии на передний план выдвинулась проблематика коллектива, его строения, стадий и уровней развития, которые интерпретируются в контексте деятельностного подхода. А.В.Петровским («Психологическая теория коллектива», 1979)(7) была обоснована концепция, по которой главным стержнем, образующим коллектив является деятельность, и опосредование всех его форм. В первую очередь сюда относятся социально – психологическая общность, отличаемая от так называемых малых групп, и служащая главным объектом социально – психологического экспериментирования и теоретизирования в работах западных исследователей.
Подобная исследовательская программа представляет собой, с одной стороны, предметную сторону, а с другой, деятельностную. Где с помощью этих структур возникают следующие феномены в коллективах: мотивационная напряженность творческого климата, а также характер межличностных связей, ценностных ориентаций, динамических процессов, рефлексивных отношений и др.
Исполнение программы предполагает собой разделение и интеграцию ролевых функций, принимаемых на себя различными членами коллектива.
Существует ряд исследователей, которые считают и отводят инстинктам в понимании поведения человека и взаимодействия его с другими людьми, установлению определенных отношений одну из главных ролей. К таким исследователям можно отнести и Мак – Даугала(28), Г.Шнейдера, а также У.Джеймса(29).
Инстинктом называют некоторую наследственную предрасположенность к восприятию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, способности обращать на них внимание, «испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним».
У.Мак – Дауголл(28) выделяет виды сложных инстинктивных процессов:
1. Инстинктивные реакции, которые допускаются не только непосредственным восприятием стимульных объектов, но и представлением о них, а также объектами (представлениями) «другого рода».
2. Реакции, осуществляющие инстинктивный акт, могут до бесконечности видоизменяться и усложняться.
3. Так как человеческое поведение (инстинкты) может запускаться сложными представлениями, часто несколько инстинктов запускаются одновременно, образуя сложную структуру (когда несколько процессов тесно переплетаются один с другим).
4. Иногда инстинктивные стремления более или менее систематически группируются около некоторых объектов или представлений о них.
Мак – Даугол считает, что прямо или косвенно инстинкты являются первопричиной и основой деятельности человека. «Инстинктивные импульсы определяют цели всякой деятельности и составляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению этой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления». Импульсы не являются силами, которые поддерживают и формируют жизнь индивидов и групп.
Положительный вклад внес французский исследователь Жорж Герин («Взаимоотношения людей на предприятии» 1981)(24). Он рассматривал вопрос поведения индивидов и реализацию их поступков. «Главный интерес для индивида – это его потребности, то есть Нужда, нужда не только биологическая, но и социальная». Он также утверждал то, что «все инстинкты человека вообще и индивида в частности биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного стада и без них жить не может. Инстинкты являются врожденными и сопровождают человека – индивида всю его жизнь. Их всего пять, называются они глаголами, но охватывают почти все стороны жизни каждого из людей».