Ведущие позиции в ценностной иерархии волонтеров (таблицы 36 и 37) занимают уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная свобода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов. К явно отвергаемым относятся ценности материальной обеспеченности и общественного признания. Не являются значимыми и такие социально одобряемые ценности, как исполнительность и дисциплинированность, аккуратность и т.п. Интересно отметить, что счастье других также не относится к числу значимых ценностей-целей, что может объясняться определенной «инструментализацией» данной ценности относительно саморазвития, являющегося высшей целью. При этом следует также отметить, что данная группа исследуемых отличается достаточно высоким уровнем удовлетворенности самореализацией, гармоничной реализацией основных жизненных ценностей.
Таблица 36 Групповая иерархия терминальных ценностей волонтеров
№ п/п | Ценности | Ранг ценностей | Реализованность ценностей, в % | ||
М | m | М | m | ||
1 | Уверенность в себе | 4, 72 | 0, 76 | 68, 55 | 5, 34 |
2 | Любовь | 5, 66 | 0, 86 | 48, 55 | 6, 45 |
3 | Свобода | 6, 52 | 0, 89 | 67, 34 | 4, 32 |
4 | Наличие хороших и верных друзей | 7, 03 | 0, 83 | 70, 66 | 5, 11 |
5 | Развитие | 7, 34 | 0, 83 | 59, 52 | 4, 60 |
6 | Здоровье | 7, 69 | 0, 87 | 65, 24 | 3, 77 |
7 | Активная деятельная жизнь | 8, 24 | 0, 85 | 64, 48 | 4, 85 |
8 | Познание | 9, 72 | 0, 89 | 64, 52 | 4, 52 |
9 | Жизненная мудрость | 9, 90 | 0, 96 | 45, 28 | 4, 15 |
10 | Счастливая семейная жизнь | 10, 00 | 1, 00 | 46, 97 | 6, 34 |
11 | Интересная работа | 10, 17 | 0, 75 | 62, 48 | 5, 74 |
12 | Продуктивная жизнь | 10, 34 | 0, 78 | 53, 31 | 4, 87 |
13 | Счастье других | 11, 38 | 0, 94 | 38, 17 | 5, 21 |
14 | Общественное признание | 11, 48 | 0, 76 | 60, 41 | 5, 33 |
15 | Красота природы и искусства | 12, 07 | 0, 80 | 53, 31 | 6, 32 |
16 | Материально обеспеченная жизнь | 12, 24 | 1, 00 | 44, 90 | 3, 19 |
17 | Творчество | 12, 76 | 0, 83 | 51, 38 | 6, 16 |
18 | Развлечения | 13, 69 | 0, 78 | 46, 62 | 5, 24 |
Данные особенности ценностной системы волонтеров в целом соответствуют описанным ранее рядом авторов основным мотивам добровольчества. Так, С. В. Алещенок в качестве ведущей мотивации добровольческой деятельности называет солидарность и ответственность за проблемы в обществе [10]. По данным Московского Дома Милосердия, наиболее распространенными мотивами добровольческой деятельности являются следующие: стремление быть социально полезным (89%) или способствовать изменениям в обществе (50%), самореализация (36%), поиск единомышленников (36%), чувство долга за полученную в прошлом помощь (19%) [120, 16]. В то же время, полученные нами результаты дают основание говорить о том, что декларируемые альтруистические ценности являются «эксцентрированными» ценностями собственного развития и деятельность на благо других людей является необходимым условием и средством самоуважения и самореализации.
Таблица 37 Групповая иерархия инструментальных ценностей волонтеров
№ п/п | Ценности | Ранг ценностей | Реализованность ценностей, в % | ||
М | m | М | m | ||
1 | Жизнерадостность | 6, 72 | 0, 85 | 78, 76 | 4, 58 |
2 | Широта взглядов | 6, 79 | 0, 93 | 73, 97 | 4, 12 |
3 | Независимость | 7, 07 | 0, 87 | 68, 69 | 4, 97 |
4 | Ответственность | 7, 24 | 0, 66 | 73, 62 | 4, 43 |
5 | Образованность | 7, 45 | 0, 87 | 59, 83 | 4, 26 |
6 | Честность | 7, 69 | 0, 84 | 67, 66 | 4, 10 |
7 | Терпимость | 7, 90 | 0, 87 | 71, 14 | 4, 49 |
8 | Самоконтроль | 8, 31 | 0, 78 | 59, 10 | 5, 46 |
9 | Твердая воля | 8, 48 | 0, 86 | 61, 72 | 5, 70 |
10 | Смелость в отстаивании своего мнения | 9, 10 | 0, 76 | 66, 31 | 5, 60 |
11 | Чуткость | 9, 31 | 0, 86 | 71, 79 | 4, 24 |
12 | Воспитанность | 10, 48 | 1, 04 | 70, 66 | 3, 50 |
13 | Рационализм | 10, 55 | 0, 90 | 71, 38 | 3, 97 |
14 | Эффективность в делах | 11, 00 | 0, 80 | 60, 55 | 4, 31 |
15 | Аккуратность, чистоплотность | 11, 17 | 1, 01 | 65, 90 | 4, 90 |
16 | Исполнительность | 12, 21 | 0, 87 | 69, 90 | 4, 24 |
17 | Высокие запросы | 13, 38 | 0, 91 | 59, 72 | 5, 00 |
18 | Непримиримость к недостаткам | 16, 07 | 0, 70 | 46, 55 | 5, 65 |
Деятельность волонтеров, тем самым, одновременно направлена на развитие и совершенствование как других людей, так и их самих. Ценностно-смысловая основа такой деятельности закладывается в процессе соответствующей подготовки. Т. Г. Кобякова и О. А. Смердов, осуществлявшие обучение данной группы волонтеров, уделяли особое внимание развитию таких особенностей ценностно-смысловой сферы, формирование которых является одновременно основными направлениями их будущей работы по первичной профилактике наркозависимости. К таким направлениям обучения и, одновременно, будущей деятельности волонтеров авторы относят формирование положительной «Я-концепции» и адекватной самооценки; осознание и принятие ценностей здоровья, семьи, свободного выбора, дружбы и любви; формирование ответственности за сделанный выбор; развитие навыков ассертивного поведения и саморегуляции [120, 35—38]. Таким образом, особенности описанных нами модельных групп позволяют определить оптимальный вектор развития системы ценностных ориентации личности. Развитие ценностной системы духовно здоровой, гармоничной, самоактуализирующейся личности должно быть направлено в первую очередь на осознание и внутреннее принятие ценности своего «Я», личностного роста и самосовершенствования. Приведенные нами результаты позволяют также говорить о принципиальной возможности такого развития в процессе целенаправленного психологического воздействия и обучения.
4.2. Развитие высшего уровня системы ценностных ориентации личности в ходе группового психологического тренинга
Как показывает проведенное нами исследование, именно ценностные ориентации самоактуализирующейся личности, составляющие высший уровень ценностной системы, могут рассматриваться в качестве возможной цели индивидуального развития. По словам А. Маслоу, ценностные ориентации самоактуализирующейся личности представляют собой своего рода эталон, «научную», не имеющую ничего общего с предубеждениями исследователя, «естественную систему ценностей» [160, 196].
Однако желательность освоения и принятия таких ценностей конкретным человеком в демократическом обществе сталкивается с определенными этическими проблемами. А. В. Брушлинский справедливо поднимает вопрос о том, «насколько другие люди и общество в целом имеют моральное право воспитывать,
формировать ребенка, подростка, юношу, любого человека в духе строго определенных нравственных ценностей» [53, 235]. По его словам, указанное противоречие позитивно разрешается посредством «сотворчества» в ходе совместной деятельности субъектов обучения — «это сотворчество прежде всего именно общечеловеческих ценностей, поскольку они образуют тот наиболее общий и потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жизненный путь, формируя более конкретные и частные нравственные ценности и идеалы» [там же].
С учетом приведенных этических принципов нами был проведен формирующий эксперимент, направленный на проверку положения о возможности формирования и развития в процессе целенаправленного психологического воздействия ценностей, присущих самоактуализирующейся личности. Целью данного эксперимента была проверка действенности выделенных нами психологических факторов, определяющих доминирование высшего уровня в индивидуальной системе ценностей, а также уточнение содержания психологических механизмов ее развития в процессе психологического обучения.
Как показано в работах целого ряда авторов, изменение системы ценностных ориентации с наибольшим эффектом может быть достигнуто в процессе групповых психотерапевтических тренингов или тренинговой формы обучения [56, 81, 196, 215]. Исходя из этого, в качестве основы формирующего эксперимента нами был выбран учебный групповой психологический тренинг, направленный на формирование у работников психолого-педагогического профиля профессионального видения мира, на идентификацию их с субъектом своей будущей профессиональной деятельности. А. В. Серый обозначает подобный тренинг как «тренинг профессиональной самоидентификации» [224].