Психологическая установка, как готовность к определенным действиям, в двигательной сфере тесно связана с идеомоторикой. Ожидание конкретной ситуации включает подготовку типичных для нее двигательных образов, подобно тому, как водитель прогревает мотор автомобиля перед поездкой.Нередко возникает ситуация, когда появление только первых признаков изменения ситуации является «пусковым» механизмом сложного ответного действия.
Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, «дорисованные» нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов – все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает «летящая» походка, «груз» неудачи, «дрожь» воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.
Целенаправленное создание мысленных образов для изменения психического состояния активно используется в различных методах психорегуляции. Это, прежде всего, визуализации:
¾ внешних условий - например, представления себя в лесу, на берегу моря, дома и т.д.;
¾ ощущений (внутренних условий) - огня в груди, прохлады в голове, тепла в руках и ногах и т.д.;
¾ переживаний - боль утраты, трепет ожидания и т.д.;
¾ процессов - полет или падение, отождествление себя с объектом, расширение или уменьшение размеров и т.п.
В психорегуляции может использоваться и обратный механизм, когда выполнение или имитация определенных движений формирует образы, которые и становятся доминирующими в состоянии и настроении - например, ритмичный танец, бой с тенью, поглаживание приятных на ощупь предметов и т.д.
Упорядочивание идеомоторных приемов в целенаправленную систему привело к созданию идеомоторной тренировки. Этому методу, как и другим видам тренировки, присущи следующие закономерности, которые следует учитывать для эффективного применения:
¾ мотивация и активность как осознание потребности в изменении и стремление к нему;
¾ систематичность как необходимость выполнения конкретной последовательности упражнений для достижения результата;
¾ отставленный эффект как появление результата не сразу, а после серии занятий через определенный промежуток времени;
¾ дозирование как необходимость оптимального сочетания нагрузки и отдыха и другие.
наиболее широкое применение идеомоторная тренировка нашла в обучении двигательным действиям и в совершенствовании техники их выполнения. В теории поэтапного формирования умственных действий, модифицированной к двигательному обучению, выделяется 5 уровней освоения действия, и наивысшим из них является создание идеомоторного образа движения (таблица 1).
Таблица 1
№ | Название этапа | Методы |
1 | Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения | демонстрация, объяснение |
2 | Изучение отдельных элементов движения | разделение движения на отдельные элементы и освоение их |
3 | Целостное выполнение под внешним контролем | целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды |
4 | Целостное выполнение под внутренним контролем | Самостоятельное выполнение |
5 | Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ | многократное повторение в вариативных условиях |
Работа с идеомоторными образами уже изученных движений обычно проводится для создания уверенности в успехе будущего выполнения, исправления технических ошибок, настройки на предстоящую деятельность и т.п. У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы, как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.
В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. Так, например, с помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем «вхождении» в образ роль сама идеомоторно «вела» актера, иногда приводя к отступлению от сценария. Отдельно можно выделить перевоплощение в животных, которое производится в сюжетных постановках, детских играх, «звериных» стилях единоборств и т.д. В процессе копирования типичных форм поведения имитируемого животного нередко тело как бы само подсказывает новые движения, и происходит это тоже благодаря идеомоторике.
1. Восприятие и оценка ситуации: объединение сигналов, поступающих от анализаторов, в единый образ текущей ситуации и анализ ее с позиции достижения цели.
2. Построение модели желаемого будущего: постановка цели действия, создание образа ситуации, которая должна быть достигнута в результате выполнения действия.
3. Создание алгоритма действия: определение последовательности операций, необходимых для перехода от текущей ситуации к желаемой.
4. Конкретизация исполнительских систем: определение конкретных систем-реализаторов алгоритма и команд, необходимых для выполнения действия. В результате наш мозг формирует комплект сигналов к мышцам.
В процессе выполнения движения фазы мыслительной работы регулярно повторяются, обеспечивая механизм обратной связи и коррекцию движения. Само же движение выполняется через активацию различных участков центральной нервной системы (ЦНС), и по характеру выполняемого движения Н.А. Бернштейн предлагает выделять пять уровней (таблица 2).
Таблица 2
Содержание | Участок ЦНС | Пример | |
A | уровень палеокинетических регуляций | рубро-спиальный | статические позы: за рулем, в танце, во сне, тонус мышц |
B | уровень синергий | таламо-паллидарный | циклические и повторяемые движения: шаг в беге, гребок в плавании |
C | уровень пространственного поля | пирамидально-стриарный | пространственная «привязка»:попасть в цель, взять объект |
D | уровень действий (смысловых цепей) | теменно-премоторный | достижение цели:открыть дверь, снять шляпу |
E | уровень индивидуального артистизма | кора больших полушарий | Особенности почерка, походки |
Комплекс движений, который имеет конкретную смысловую цель (уровень D), является целостным действием, и в повседневной жизни мы преимущественно оперируем именно действиями, не анализируя составляющие его компоненты. В каждом движении обычно задействованы несколько уровней, но ведущим является только один из них, в зависимости от главной цели действия. Обучение движению происходит от уровня А до уровня Е или наоборот, но для успешного освоения следует сохранять последовательность использования уровней и идеомоторные образы могут использоваться на любом этапе работы.
В процессе изучения действия как целенаправленного комплекса движений формируется его идеомоторный образ, который используется в дальнейшем уже в «свернутой» форме: активизация образа вызывает последовательное выполнение составляющих движений. Психофизиологические особенности конкретного человека – подвижность нервных процессов, дифференциация мышечных усилий, быстрота восприятия и переработки проприоцептивной (т.е. от рецепторов двигательной анализаторной системы), визуальной и другой информации, придают стандартным движениям уникальную индивидуальность. Эта индивидуальность тоже закрепляется в идеомоторном образе выполняемого действия и проявляется в координированности, энергетической стоимости, амплитуде, темпе, ритме и других его характеристиках.
Дальнейшее развитие идей о механизмах управления движением отражено в теории функциональной системы П.К. Анохина. Ее автор выделил 4 компонента афферентного синтеза, формирующего цель действия, и ввел понятие акцептора результата действия как механизма моделирования ожидаемого результата и сравнения его с результатом, полученным в действительности (рис. 1).
Рис. 1 - Схема функциональной системы поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1978)
Наиболее полная функциональная модель предметного действия, которая известна мне сегодня, разработана Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко в результате комплексного исследования психомоторики человека. Психофизиологический механизм идеомоторики имеет много общего с механизмом предметного действия, поэтому рассмотрим его формирование в процессе преобразования двигательного акта в идеомоторный.