Подобные примеры можно приводить до бесконечности, они могли бы составить многотомную антологию.
И в заключение важно подчеркнуть, что первые сведения о самоубийстве и самоубийцах мы можем получить из плодов творческого отражения мира человеком — мифов. Так, на протяжении тысячелетий, начиная от древнейших времен до наших дней, самоубийство как феномен включалось в самые различные произведения искусства: мифы, поэзию, литературу, живопись, театр, становясь при этом источником, вызывающим эстетические переживания.
Результат эстетического восприятия самоубийства мы даже можем непосредственно усмотреть в характеристиках и образах тех мифических персонажей, в которые превращаются души погибших самоубийц. Это с одной стороны — ужасные, безобразные богинки в образе старых женщин, а с другой стороны — прекрасные русалки в образе молодых девушек с распущенными волосами, с рыбьими хвостами, играющие, танцующие и поющие по ночам около рек. Кто не плакал в детстве над судьбой маленькой русалочки из сказки Ганса Христиана Андерсена! Именами самоубийц называются реки, горы, созвездия. Так самоубийство находит свое отражение в эстетике, а эстетика (в этом мы убедимся далее) в самоубийстве.
Описания различных типов самоубийств можно встретить практически во всех древнейших рукописных произведениях: Ригведе, Рамаяне, Библии, Коране, Калевале и т. д. В них мы встречаем не только описания различных случаев и типов самоубийств у разных народов, но и отражение мотивов, которые могли приводить к самоубийству, отношения общества к самоубийству отдельных своих членов или целых групп, способов и видов самоубийств, попыток препятствовать самоубийствам.
В далекой древности людей уже интересовал вопрос не только о том, что такое самоубийство, но и вопрос о его причинах. Это нашло отражение в мифах разных народов. И здесь мы встречаемся с удивительной множественностью подходов к проблеме, характерной для мифопоэтической мысли. Самоубийство, воспринимаемое с некоторой беспристрастностью, как состояние бытия, рассматривается как нечто присущее всем, кто мертв или близок к смерти. Но, воспринимаемое эмоционально, смерть есть акт враждебной воли.
Таким образом, как далеко в глубь веков ни обратили бы мы свой взор, всегда и повсюду мы сталкиваемся в истории человечества с феноменом самоубийства. Неудивительно при этом, что самоубийство всегда вызывало и вызывает интерес, удивление и, как следствие этого, желание разобраться в корнях и истоках этого явления, свойственного только человеку.
1. БАЛАНДИН Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. -М.: Знание,1992.- (подписная научно-популярная серия “Знак вопроса”,№2).
2. ГОМЕР. Одиссея. -М., 1897.
3. ДЖЕЙМСОН М.Г. Мифология Древней Греции// Мифологии древнего мира. М.,1977.
4. ЗМАНОВСКАЯ Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. МИФЫ НАРОДОВ МИРА: Энциклопедия/ главный редактор Бокарев С.А.- 2-ое издание, М., Советская энциклопедия 1987.
6. БУЛАЦЕЛЬ П.О. Самоубийство с древнейших времен до наших дней. СПб., 1900.
7. ЧХАРТИШВИЛИ Г. Писатель и самоубийство. М., Захаров, 2006.
8. ВАГИН И.О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001.
9. ТРЕГУБОВ Л.З., ВАГИН Ю.Р. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.
10.БЕРДЯЕВ Н. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. ун-та,1992.