Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания.[9] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы ( мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот процесс);
способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то. );
способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9]
Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.” [9]
Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому я хочу остановиться лишь на основных, интереснейших, на мой взгляд.
Воображение как составляющая таланта
Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.
Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.
Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
¨ новизна воспринятого “что-то”;
¨ осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
¨ импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1, 9]
Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
ÞПо линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
ÞПо линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
ÞРазвивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.
ÞВоображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче
Энергопотенциал в структуре таланта
Определение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамиескими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том, что талант –это продукт сублимации либидо,
разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержания гомеостаза личности , в некотором роде механизмсамосохранения для высокоэнергетичной системы, «аварийный клапан».Таким образом можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности,
в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается
благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.
Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторы позволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведь главное качественное
отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что же позволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальной возможностью, как это
бывает довольно часто у людей просто с высокими способностями?
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один из ключевых элементов структуры таланта.
Талант и воля
С.Л.Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия.
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта . Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.