Смекни!
smekni.com

Человек как субъект, индивидуальность, личность (стр. 2 из 3)

Итак, социализация личности - это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во мно­гом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных обще­ственных воздействий.

С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективных одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение лежит в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессах – социализации и индивидуализации.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социоло­гами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости лич­ности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетру­довой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два са­мых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществля­ется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи - первичных агентов соци­ализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов ранней со­циализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе кото­рых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют своё место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» пери­ода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями ко­торых выступают разные агенты социализации - родители, школа, сверстники. Воспитание – это, по существу, одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации.

На этапе зрелости главным в социализации личности становит­ся приобретение и освоение социальных статусов и ролей, актив­ное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходи­мостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализацuя, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, цен­ностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиаль­но иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изме­нением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои цен­ностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию: завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация по­зволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в вос­производство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.


3. Теории развития личности

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытаю­щихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изуче­нию личности.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности дeлают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эво­люции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способ­ность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнори­руют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

Ряд концепций личности основывается на функциональном под­ходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разра­ботали Дж. г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зре­ния всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. г. Мида и других социальных психологов роль выступает как ре­зультат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Лин­тона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают лич­ность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств.

Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия чело­века и общества. Во-вторых, парные понятия «роль - статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания цен­ностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпи­рическими методами, используя такие смежные категории, как «ро­левые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

- представления о том, как его воспринимают другие люди;

- представления о том, как они его оценивают;

- как человек отвечает на воспринятую им реакцию других лю­дей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

В русле психоаналитического подхода сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная З. Фрейдом, включает три компонента:

- сферу подсознания (ld–Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

- сферу самосознания (Ego–Я), которая стремится реализовать, бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;

- сферу сверхсознанин (Super Ego– Сверх–Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и опре­деляет динамику развития личности. Возникающие при этом кон­фликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противо­речащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - пробле­ма противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт челове­ка и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.