Смекни!
smekni.com

Человек как субъект, индивидуальность, личность (стр. 1 из 3)

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Дисциплина: Психология и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Человек как субъект, индивидуальность, личность»

студентки 2 курса

заочной формы обучения

по специальности "Юриспруденция"

Смотровой Оксаны Владимировны

Проверил преподаватель

Карпова Елена Алексеевна, к.псх.н., доцент

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» …………………………………………..……………….. 4

2. Социализация личности.……………………………………………….….… 8

3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

Ф.М. Достоевский

«Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.»

Н.Бердяев

Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, об­ладающий совестью и достоинством. В юриспруденции лич­ность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его це­лей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.

К теме личности, к вопросам развития индивида, субъекта общественных отношений будет приковано наше внимание.

1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, явля­ясь предметом междисциплинарных исследований. В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Человек- это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homosapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает дос­тоинства человека как личности с присущими ему психологически­ми свойствами, качествами..

Что же такое «личность[1]» в психологии? Существует много определений этого понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личностьхаракте­ризует итог развития индивида и является выражением его социаль­ной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Индивид[2]понимается как конкретный человек, единичный предста­витель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности – индивид “экземплярен”, то есть не просто “один”, а всегда “один из”, то есть термином индивид обозначают биологическую сущность человека.

Понятие «субъекта» деятельности в отечест­венной психологии становилось пред­метом внимания Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского и др. Субъект деятельности - чело­век в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятель­ность, инициативность, смыслополагание и др. Согласно Б. Г. Ананье­ву, субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности. А. В. Брушлинский указывал, что субъект — это че­ловек на высшем уровне своей активности, целостности, автономно­сти. Каждый человек должен уважать другого — его самостоятель­ность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избиратель­ности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отно­шении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности - индивидуаль­ность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизи­ческой структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, со­циальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.

В отечественной психологии индивидуальность изучалась Б. Г. Анань­евым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Петровским, В. А. Петровским и др. По мнению А. В; Петровского, индивидуальность лежит в основе психологического склада личности, когда сочетаются особенности харак­тера, темперамента, способностей, потребностей и психических состоя­ний и пр. Психологический склад личности остается на протяжении жизни личности относительно постоянным и устойчивым, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентации в опре­деленные периоды жизни.

С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что чело­век индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и непо­вторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознатель­но определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в мак­симальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, без­различия, равнодушия... Индивидуальность, по Рубинштейну, — это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий инди­вид является индивидуальностью.

Б. Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность бывает раз­личной сложности и все же обладает устойчивостью и гармонией всех черт личности. Индивидные свойства преобразуются индивидуально­стью. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельно­сти». И далее: «...Одним из важных индикаторов человеческой инди­видуальности является активность созидающей, творческой деятель­ности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека»[3]. По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют при­родные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

Прикомплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

- личность присуща каждому человеку;

- личность есть то, что отличает человека от животных;

- личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

- личность есть индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств”[4].

2. Социализация личности

Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В этом вопросе социологи достигли высоких результатов. Разумеется в социологическом ключе. Социологи говорят об усвоении социальных ролей, то есть речь идет о процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу, социализация должна быть понята как часть становления личности, которая заключается в формировании через усвоение общих ценностей и общезначимых стандартов “наиболее общих, распространенных, устойчивых черт личности”. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а так­же ценностные ориентации, на основе которых формируется пове­дение личности.