По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека [3]. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.
С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности -...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" [35]. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [14].
Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни [3].
Он условно делит их на три категории:
1) Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
2) Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
3) Духовные ценности - образование, наука, искусство.
Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации.
В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой [21].
По мнению Г.Н. Выжлецова, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются [8]. Однако, по нашему мнению, в данной трактовке ценности приобретают надындивидуальный характер, где теряется понятие личность.
Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные.
Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:
1) Физический статус;
2) Техническое устройство;
3) Праксеологические функции;
4) Социально-экономическая форма.
5) Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).
Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:
1) Информационное содержание и истинностная характеристика;
2) Материальное воплощение;
3) Аксиологическая функция;
4) Социально-экономическая форма.
По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, "... т.е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения" [31].
На двойственный характер ценностей указывает и Ю.А. Шерковин. Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер. "Они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения" [39].
По мнению Ю.А. Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру [39].
Бобнева М.И. указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [6]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства. Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом:
1) Ценности, существующие или наличные - актуальные.
2) Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные. При дальнейшем анализе целевых ценностей, их можно классифицировать как ценности-цели и ценности-идеалы, далее ценности-желания и ценности-должного (нормативные) [27].
В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальные его психологический климат" [1].
Таким образом, ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности.
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников. Для проверки такого предположения, сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проводилось в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века (Б.С. Круглов, А. Адыкуллов, А.С. Шаров). Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича. Полученные данные подтвердили выдвинутое предположение: существенные отличия ценностных ориентаций современных старшеклассников от ориентаций их сверстников 70 – 80-х годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей.
Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства». Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для старшеклассников 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов. Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». В этой связи специального анализа заслуживает соотношение инструментальных ценностей и такой терминальной ценности, как «творчество».