Логика процесса обусловлена спецификой функционирования обобщенного ценностного механизма "поиск – оценка – выбор – проекция". Его элементы отличаются взаимосвязанностью и взаимодополняемостью. Каждый из них при формировании ценностной ориентации выполняет особую функцию:
1) функция поиска заключается в осознании старшеклассниками необходимости приобретения знаний о ценности;
2) функция оценки реализуется в выявлении школьниками личностной значимости ценности;
3) выбор функционально отражается посредством обнаружения и закрепления эмоционально-оценочного отношения;
4) функция проекции заключается в построении учащимися перспективы собственного будущего поведения с учетом данного эмоционально-оценочного отношения.
Механизм поэтапного развертывания процесса универсален для ориентирования в ценностях общечеловеческого класса.
Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорят об иерархии потребностей, т. е. об их взаимоподчинении (например, теорию самоактуализации А. Маслоу). "Но, как пишет Абрамова Г. С., за такой иерархией стоит шкала ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он дает окружающему миру" [3].
Закономерность психического развития проявляется в том, что человек не может жить в мире с равной ценностью всех его сторон, ибо тогда, невозможен выбор, нельзя принять решения. Что выбрать: драку или мирное выяснение отношений, отчаянный спор или отступление, стрижку или длинные волосы, книгу классика или детектив, спорт или пьянство? Число и возможность выбора велики. Выбор может быть случайным, если человек имеет дело с незнакомыми незначимыми свойствами мира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение и ценность.
Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций:
1) Культурный опыт. Как пишут Баякас и Зевина: "Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным" [4].
Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами (а иногда и целыми алгоритмами) и средствами решения личностных задач. "Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия" [4]
Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, "переоткрывания". М.М. Бахтин утверждал, что "всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте" [10]
2) Моральные принципы. По словам Г. С. Абрамовой: "Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях" (1, с. 109-110). В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа". В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения" [1].
3) Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость.
Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках).
4) Атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. При этом семейные условия складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации старшеклассников ощущаются особенно остро, так как на старшеклассника воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.
Таким образом, несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из–за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. [16] Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М.И. Буянов [6] считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».[6]
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».[6]
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [36]