Смекни!
smekni.com

Этнопсихология и ее место в системе наук (стр. 2 из 3)

· разработка теоретических и методологических положений по про­блемам национального воспитания, адекватных требованиям национальной школы и соответствующих институтов государства на современном этапе;

· переосмысление цели воспитания, форм организации и задач суверенного государства в соответствии с запросами времени;.

· создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь национальной культуры, языка, науки, образования, традиций и веры;

· обоснование необходимости введения в содержание воспитания национального компонента, связанного с общечеловеческими ценностями, т. е., усвоение ценностей своего народа наряду с культурными особенностями других народов;

· раскрытие механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе воспитания молодежи.

Национальное воспитание при этом выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на личность, но и средством успешного развития нации. Григорий Сковорода писал: "Каждый должен познать свой народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере".

Важной категорией в этнопсихологии является "национальное самоуважение" - морально-этическая оценка нацией своих поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к нацио­нальному самоуважению формируется в длительном процессе социали­зации нации, становлении национальной культуры. В этой связи можно выделить два уровня национального самоуважения:

· психологическое отношение к ценностям собственной нации, выражающееся в национальной гордости;

· моральное самосознание как форма проявления права нации на самоопределение.

Роль и значение этнопсихологии возрастают на современном этапе. Она изучает закономерности проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально-специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями.

4. Этнопсихология, как и любая другая наука, имеет свою научно- теоретическую базу, который определяет ее методологические принципы.

Методологическими принципами этнопсихологии как науки выступают принципы психологии.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность этнопсихологических явлений социальными и иными факторами, имеющими место в процессе формирования той или иной национальной общности, которые и определяют специфику их функционирования и проявления. Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять национально – специфические причины и условия его возникновения.

Принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной наций или народа в отличие от других; учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных и культурных факторов .

Психологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой стороны, национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же своеобразие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологических явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т. д. .

Кроме того, необходимо учитывать и принцип исследования этнографических факторов.

При их изучении важно руководствоваться конкретно-историческим подходом, который позволяет раскрыть их историческую и социально-классовую обусловленность.

5. Существуют два вида этнопсихологических исследований: стандартное и кросскультурное.

Стандартное - предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности.

Кросскультурное - предполагает изучение национально-психологических особенностей сразу нескольких этнических общностей. И в этом и в другом случае, осуществляется сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей представителей различных наций. Однако, в первом - это делается после завершения исследования или же используемые методики адаптируются для изучения конкретной этнической общности. Экспертом по психологии выступает сам этнопсихолог. Во втором же случае идет одновременное сравнительное изучение этнопсихологических характеристик представителей нескольких национальных групп.

В основе содержания этнопсихологических работ лежат объекты и предметы исследования, которые выступают в следующих проявлениях:

1. Национальное самосознание - это есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях.

2. Интересы и ценностные ориентаций. Осознание личностью своей социальной потребности превращает ее в интерес. Возникновение интереса, вызывает побуждение к деятельности, мотив поведения, установку и ценностную ориентацию. Ценностные ориентации проявляются через групповые и личностные нормы как комплекс интегративных суждений, предписаний, требований обуславливающих поведение группы в целом и ее членов, цели и средства деятельности. Интересы и ценностные ориентации личности и группы складываются, образуются и изменяются в зависимости от уровня развития группы как коллектива.

3. Потребности и мотивы. Потребность в социологическом и социально-психологическом плане выступает как способность и стремление к реализации ценностей, к использованию благ, как наивысшая степень необходимости, нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменениежизнедеятельности индивида, социальной группы. Объектами удовлетворения потребностей являются ценности. Различаются материальные ценности и культурные или духовные ценности (общение, знание, творчество).

4. Коммуникативно-поведенческая деятельность. Отличительной чертой жизнедеятельности личности является преобладание коллективных форм деятельности. На основе совместной деятельности в коллективе или в группе складывается определенная система взаимоотношений, взаимодействия и общения. На эти процессы оказывают влияние:

- нормативная структура группы - в конкретной группе в процессе совместной деятельности складываются определенные нормы. Они образуют систему моделей группового поведения и могут существенно изменить индивидуальные и групповые действия, влиять на психологический климат группы;

восприятие личностью своей группы - представляет собой своеобразный фон, на котором протекают процессы взаимодействия и общения.

В качестве показателя типа восприятия личностью группы в индивидуальной деятельности человека : а) личность может воспринимать группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально; б) личность воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей; в) личность воспринимает группу как самостоятельную ценность.

Субъективные предпочтения в группе - субъективные межличностные предпочтения членов группы по определенным сферам социальной активности определяют: а) социометрический статус личности в группе - лидер, отверженный, изолированный; б)структуру межличностных отношений, сплоченность группы.

Социально-психологические свойства личности - обеспечивают социальное поведение личности в процессе реального взаимодействия с другими членами группы, определяя своеобразие взаимоотношений и общения.

5. Этнические стереотипы - это групповой эталон, сложившийся на основе общественного мнения одной этнической группы о наиболее ярких характеристиках другой. Этнические стереотипы можно делить на две группы: автостереотипы и гетеростереотипы.

Основная литература:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.

2. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.

3. Аймаганбетова О.Х. Основы этнопсихологии. Алматы,2003

4. Бандурка А.М., Друзь В.А. Этнопсихология. Харьков,2000

5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1982.

6. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб, 1991.

7. Баронин А.С. Этническая психология. Киев,2000

8. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т.2. М., 1988.

10. Вандейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

11. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1987.

12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

13. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. А-Ата, 1971.

14. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: в 2 ч. М., 1992.

15. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М.,2002

16. Кудрявцев В.Т. Этнофункциональная психология: прорыв в terraincognita. // Психол. журн. 2000. N 5.

17. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов - на - Дону,2000