Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося (стр. 2 из 2)

Методика «Несуществующее животное».

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - “Всякая мысль заканчивается движением”).

т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Анализ результатов Власова Алексея, ученика 7 «Г» класса.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Голова на рисунке находится в положении «фас», что трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность – болтливость, что для данного ученика очень характерно.

Глаза. На рисунке у животного есть ресницы. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты, ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове присутствуют дополнительные детали - рога и шерсть. Рога – защита; грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Я обратила внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Украшающие детали ( в данном случае) – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – тематически нейтральное.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Данный рисунок имеет название – рогатый крылатик, что выражает рациональное соединение смысловых частей.

Методика заучивания 10 слов.

воспро-изведения Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд
1 + + - - + + - - + -
2 + + - + - + + + + +
3 + + + + + - + + + +
4 + + + + - + + + + +
5 + + + + - + + + + +
Спустя час + + + + + + + + + +

Кривая запоминания.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления я построила график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой я сделала выводы относительно особенностей запоминания. Так, у Власова Алексея, как у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается.


Тест «Дом. Дерево. Человек»

Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Анализ рисунка.

Дом.

Дом нарисован вблизи – открытость, доступность и (или)чувство теплоты и гостеприимности, стены нарисованы прозрачно— неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма)

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Человек.

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

«Дерево»

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.