а) детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекты должны пониматься психологически;
б) Единицами причинно-следственного анализа являются не раздражители, а воспринимаемые субъектом особенности окружения.
Для объяснения поведения недостаточно простых связей типа S → R. В основе всякого поведения лежат силы. Динамический аспект объяснения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.
Необходим конструктивный метод для анализа поведения (наблюдения недостаточно).
Поведение – функция существующего в данный момент поля. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события не могут определять поведение. Они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.
Психологическая ситуация должна по возможности представляться в математической формуле, которая облегчает их научную обработку и позволяет использовать логически неопровержимый и одновременно соответствующий конструктивным методам язык.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (основной постулат: существование диссонанса является для человека психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить диссонанс, добиться консонанса. Существует соответствие между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.
Фестингер писал, что если существует диссонанс между элементом, относящимся к знанию об окружающей среде, и элементом поведения, то диссонанс может быть:
1) устранен изменением поведенческого элемента);
2) возможно изменение среды для устранения диссонанса (но это труднее сделать).
Сопротивление изменениям – пример действия когнитивного диссонанса.
теория каузальной атрибуции Г. Келли (дает пояснение, как люди логические дают ответы на вопросы "почему? " (как и почему именно, таким образом отвечают на эти вопросы), например,: 1) почему человек поступает именно так, а не иначе; 2) как индивид судит о своих собственных способностях, чувствах, привлекательности (например, мы видим, что человек ведет себя агрессивно. Мы можем объяснить его поведение по-разному, т.е. будем приписывать разные причины ему поведению).
В рамках данной ориентации активно исследуются социальная перцепция, аттракция, аттитюды, формирование и изменение и т.д.
Аттитюды (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.
Аттракция (от англ. аttraction - притяжение, тяготение) - установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
На основе когнитивной ориентации в социальной психологии, начиная с 70-х г., возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины отрасль психологии - психология социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.
В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, пришла в социальную психологию из социологии - имеет социологическое происхождение. Интеракционизм пытается установить социальные детерминанты человеческого поведения.
Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными установками.
Понятийный аппарат и проблематика обоснованы в теории символического интеракционизма Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, в обществе. Подход к понятию "интеракция" отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. Их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социального поведения человека.
Интеракция - (от англ. interaction < лат. inter + activus - деятельный) - термин, используемый в соц. психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии Г. Мида интеракция - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).
Данное направление привнесло в социальную психологию такие понятия, как социализация, Я-концепция, интеракция, социальная роль, социальная идентичность.
Основные постулаты интеракционизма:
Человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;
Направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;
Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими;
Культура состоит из моделей поведения, которые усваиваются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.
Основные идеи символического интеракционизма заключаются в следующем. Согласно Дж.Г. Миду, основы человеческого ума и способы его отношений с окружающим миром социальны. Создав язык, человек живет в символическом мире, где может сохранять дистанцию относительно других объектов. Основа общества - не человек как таковой, а проявление человеческой социальности. Сам человек является результатом этой социальности. Благодаря социальности он обретает самосознание и может строить свою жизнь как связную систему. В этом коренится созидательная сила человека. Человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений.
Поведение человека не является результатом окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей. Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти вещи и обращается с ними в действии, которое он конструирует.
Конструирование индивидом действия посредством процесса формирования значений всегда происходит в социальном контексте.
В групповом действии происходит приспособление друг к другу индивидуальных действий людей. Происходит индивидуальное "принятие роли" других (роли конкретного человека либо роли группы).
Человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают "личностным Я". каждый индивид совершает действие при помощи оценивания и интерпретации ситуации. Групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий.
Любое действие происходит в определенной социальной ситуации и по отношению к этой ситуации. Действие формируется и конструируется посредством интерпретации ситуации (необходимо принимать во внимание задачи, возможности, препятствия, средства, требования, опасности, оценить их и принять решение).
Сталкиваясь в обществе с ситуациями, люди интерпретируют их одним и тем же образом (посредством прошлого опыта). Это позволяет людям действовать одинаково. Если люди интерпретируют ситуацию по-разному, то линии их действий не согласуются и коллективное действие блокируется.
Интеракционизм утверждает идею существования ценного другого, и универсальной общности. Здесь заложена возможность встречи самых разных людей, несмотря на культурные и языковые различия. Эту возможность создает разговор. Поскольку психический мир людей создается именно в разговорах, есть потенциальная вероятность того, что люди договорятся. Обобщенный другой демонстрирует нам деление окружающего мира по крайней мере на две категории-я и другие. Обобщенный другой - это когнитивная структура, созданная нашим сознанием.
Развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты. обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, социальными установками.
(Цит. По: Почебут Л.Г. Психология общности. СПб, 2000)
Теории интеракционизма (см.: Схему 3):
Символический интеракционизм;
Ролевые теории;
Теории референтной группы.
Схема 3.3. Основные теории интеракционизма
К интеракционистскому подходу относится теория М. Шерифа. Эксперименты Шерифа были признаны классическими. Проводились в летнем лагере для подростков 11-и лет.
4 стадии полевого эксперимента:
1. Организация общелагерной деятельности, в ходе которой подростки установили дружбу и знакомство.
2. Разделение на 2 группы с разделением друзей. Общелагерная жизнь велась отдельно
3. Организация соревнования между группами. в которых одна группа – неизбежно проигрывала, а другая побеждала.
4. Создавались трудности (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие), которые могут быть успешно решены только при условии объединенных усилий обеих групп.
Результаты эксперимента:
Межгрупповое соревнование ведет к межличностным конфликтам. Возникла враждебность, агрессия тех, кто проигрывал.
С исследований М. Шерифа начался собственно групповой подход в социальной психологии – источник агрессивности начинают искать не в индивидных мотивационных факторах, а в группообразующих характеристиках.
Деятельностный подход – методологическое основание отечественной социальной психологии.
Деятельность – способ существования человеческого общества. Деятельность творит и изменяет мир. В социальной психологии принцип деятельности адаптирован к группе как предмету исследования.