Смекни!
smekni.com

Применение нейролингвистического программирования в воспитании дошкольников (стр. 2 из 4)

Этот метод диагностики можно применять для детей младшего и дошкольного возраста.

Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.

Необходимо обратить внимание на следующий момент. Как отмечает Желби Б., ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности . Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.

И еще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Часто причина тяжелых переживаний ребенка - это проблемы, связанные с его взрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой кажется, что это - конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается "краше прежнего". Смерть героя сказки - это символ "кризиса роста", а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях и возможность взрослеть.

Таким образом, сила психотерапевтического воздействия сказки очевидна.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Ребенок живет в мире прекрасной волшебной сказки, в мире наивном или жестоком, и верит в основном в волшебство. Поэтому он ищет волшебных путей к спасению через суеверие или фантазию. Когда они не срабатывают, он оказывается во власти "демона" (который представляет самый архаический слой личности - Ребенок Ребенка - и присутствует с самого начала).

Используя привычную для ребенка форму, терапевтическая метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа. Ребенок воспринимает только описываемые поступки и события, не задумываясь о скрытом в них смысле.

Последнее десятилетие было отмечено большим количеством исследований использования метафоры для лечения как детей, так и взрослых. Следует отметить разнообразие областей применения: жестокость родителей; ночное недержание мочи; школьное воспитание; семейная терапия; приемные родители; пребывание в больнице; обучение, поведение и эмоциональные проблемы; дети с незначительными мозговыми нарушениями; эдипов комплекс; умственно отсталые дети; школьные фобии; помощь при заниженной самооценке; нарушения сна; привычка сосать большой палец. Во всех этих случаях метафора играет свою лечебную роль весело и изобретательно.

2. Метафора в детской психотерапии.

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей? Как помочь малышу преодолеть его детские, но такие важные для него страхи? Как показать ребенку возможные варианты поведения в общении с окружающим миром?

Одним из эффективных способов помочь своему ребенку являются развивающие, терапевтические или обучающие истории. Не зря маленькие дети так любят сказки, а чуть подросшие - еще больше любят слушать взрослые разговоры и случаи из жизни. Для них это способ многое понять в этом мире.

В книге Миллс Дж., Кроули Р. "Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка" можно найти множество примеров, рецептов и рекомендаций для решения таких проблемных ситуаций.

Авторы книги считают, что воображение - это процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения. Не удивительно, что среди них есть теории, отрицательно оценивающие фантазию, в то время как другие отмечают ее ценность и полезность как средства развития и лечения ребенка.

Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения.

Первая часть рассматриваемой книги посвящена рассмотрению природы метафоры, использованию метафоры в детской психотерапии, использованию метафоры при сочинении рассказа и отличию метафоры литературной от терапевтической.

В первой главе рассматривается широкий спектр теорий, охватывающих философские, психологические и физиологические взгляды на природу метафоры. В первой главе рассматривается взгляд восточных мудрецов на роль метафоры в развитии ребенка. Также рассматриваются идеи по применению метафор в психотерапевтической практике таких западных психологов как: К. Юнг, Ш. Копп, Д. Джейнс, Эриксон и Росси, Бендлер и Гриндер и др.

Следующая глава книги посвящена роли метафоры в детской психотерапии. В главе рассматривается значение воображения в развитии ребенка, теоретический подход к воображению специалистов в области психологии, опыт использования метафоры в детской психотерапии. В этой же главе книги авторы уделяют большое внимание утилизации симптоматики. "Нам удалось установить взаимодополняющую и живую связь между утилизацией симптомов и метафорой. Эффективная лечебная метафора должна включать в себя все виды информации о ребенке и оттенки его поведения, как на сознательном, так и на бессознательном уровне" .

Третья глава книги раскрывает определения метафоры литературной и терапевтической, компоненты терапевтической метафоры. Материал, представленный в данной главе, помогает сравнить виды метафор, составить терапевтические рассказы с использованием реальных и придуманных метафор.

Вторая часть книги посвящена созданию терапевтических метафор. "Возможно, самое главное для терапевта - выявить положительные впечатления ребенка: его увлечения, любимые фильмы, героев мультипликационных фильмов, друзей, любимых животных, приятные события, воспоминания и тому подобное, короче, все, что оставило в ребенке благотворный след. Такой подход отличается от традиционного, когда в центре внимания врача находится само заболевание. Как терапевты, мы вполне осознаем силу воздействия горьких воспоминаний и душевных травм, но как-то приуменьшаем или вовсе не замечаем, что не меньшей силой обладают положительные эмоции. Наша практика показывает, что порой полезно и для врача, и для ребенка отвлечься от негатива и для равновесия поинтересоваться приятной стороной жизни ребенка. Эти положительные ассоциации станут для терапевта чем-то вроде "входного билета" в неповторимый внутренний мир ребенка с его богатыми возможностями. Кроме того, они послужат "каркасом" для метафоры, подсказав знакомые ребенку события и обстоятельства" .

Для создания терапевтических метафор, авторы в четвертой главе книги предлагают определенный подготовительный алгоритм. А именно сбор информации, состоящий из выявления и утилизации положительных впечатлений; распознавания и утилизации минимальных сигналов; определения и утилизации сенсорных предпочтений.

Следующая глава книги раскрывает особенности детской речи. Учет речевой ориентации ребенка при создании метафоры делает ее еще более доходчивой и близкой по сходству ситуации и языкового оформления. Ребенок скорее отреагирует на то, что ему знакомо и понятно. Для этого необходимо знать, что такое детский язык и как его изучить. Здесь же подробно рассматриваются языковые сигналы, "внесознательная" сенсорная система, и установление внесознательных систем.

Авторы книги изображают создание метафоры как линейный, поэтапный процесс. Однако на практике такой четкой последовательности не существует. По мере накопления опыта терапевт создает целостное триединство всех уровней в одном процессе. Процессу создания такого триединства посвящена последняя глава данной книги.

Кроме того, в книге представлены наглядные ситуативные примеры, касающиеся каждой из освещаемых тем.

3. Литературная основа метафоры