2. Структура массовидной психики.
Существует некая сфера социальной реальности, которую принято обозначать понятиями "массовая психика" или "общественная пси-хология".
Общественная психология очень сложна, многогранна и не имеет чётких границ. Попытаемся хотя бы приблизительно обозначить структуру этого явления и дать краткую характеристику его элемен¬тов.
Обобщая многочисленные исследования, можно сказать, что в общественной психологии выделяют, прежде всего, группу психических явлений, которую можно назвать системой побуждений или мотивов по-ведения и деятельности масс. Ковалев А. Г. относит сюда социальные потребности, интересы и формирующиеся на их основе социальные уста-новки и чувства, убеждения и идеалы.
Вторая группа психических явлений называется процессами. Процесс, в отличие от свойства, динамичен. 0н возникает под влиянием события, того или иного социального воздействия, развёртывается и имеет конец, который, однако, дает начало новому процессу.
Психические процессы - это общественные чувства, ЭМОЦИИ, мышление, память, воображение, воля. Процессы, многократно повторяясь, образуют специфические свойства познавательной и волевой деятельности людей.
Таким образом`, у массы формируется определённый угол зрения при восприятии, что обычно называют вкусом, формируется определённый стерео¬тип мышления, характерный для тех или иных социальных групп.
3. Закон подражания.
Подражание относится к механизмам, способам воздей¬ствия людей друг на друга, в условиях массового пове¬дения. В процессе подражания осу¬ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго¬го человека или массовых психических состояний, но воспроизве¬дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад¬лежит так называемая теория подражания.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под¬ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позво-лил сформулировать законы подражания. Напри¬мер, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря¬дам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королев¬скому двору) и т.д.
4. Общественное мнение и настроение.
Общественное мнение, выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы, возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем. Оно проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения. Субъектом общественного мнения выступают большие группы - социальные классы, нации и народы. Его высшая форма – общенародное мнение - в основном совпадающие суждения всего народа. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.
Настроение общественное (настроение массовое) – преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Не только самое массовидное явление психологии социальной, но и одна из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, отпечатывающихся на поведения различных групп и слоев общества, а также классов, наций и даже народов. Проявляется во всех сферах социальной жизнедеятельности. Одна из форм настроения общественного – настроение массовое, способное захватить и объединить в единое движение (социальные или политические) самые различные социальные слои, группы и классы обществ. Настроение общественное характеризуется – 1) определенной предметной направленностью: политическим, религиозным настроением и пр.; 2) характером и уровнем эмоционального накала: апатией, депрессией – подъемом, энтузиазмом.
5. Традиции, обычаи, привычки.
Психический склад массовой психики раскрывает¬ся в привычках и обычаях, а также в традициях группы.
Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности представления. Традиция складывается на основе тех форм деятельности, что неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением ситуации социального развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиция – важный фактор регуляции жизнедеятельности.
Привычки и обычаи склады¬ваются под влиянием определенных жизненных условий, но в даль¬нейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть социально-психологическая проблема.
6. Общение.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре¬зультате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения ин¬дивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб¬разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо¬средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не¬вербальном и т.д.
Различают также межличностное и массовое общение. Меж-личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах постоянных по составу участников. Массо¬вое общение — это множество непосредственных контактов не¬знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз¬личными видами средств массовой информации.
7. Совместная деятельность.
Совместная деятельность — орга¬низованная система активности взаимодействующих индиви¬дов, направленная на целесообразное производство (воспроиз¬водство) объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая структура совместной деятельности включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности — центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада¬чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ¬екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу¬ры совместной деятельности является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент структуры — совме¬стные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач совместной деятельности. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль¬тат, полученный ее участниками.
8. Мотивация.
Мотивация — это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать — значит создать влечение или потребность, побуждающую нас действо¬вать с определенной целью. Потребность выступает как внут-ренний, а цель — как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные дви¬жущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать людей — значит затронуть их важные интересы, создать им ус¬ловия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Не существует какого-то одного, лучшего способа мотивации. То, что оказывается эффективным при мо¬тивировании одних людей, может быть совершенно несущест¬венным для мотивации других.
С давних пор было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед организацией.
9. Межличностные отношения.
Отношения, возникающие между людьми в процессе их об¬щения, совместной практической и духовной деятельности, оп¬ределяются как общественные отношения. Примерами таких отношений могут, быть производственные, политические, пра¬вовые, нравственные, религиозные, психологические и др.