ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РЕФЕРАТ
Основные подходы к изучению воли
Оглавление
1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Теории изучения воли в психологии
2.1.1.Понимание воли в античности и средневековье
2.1.2. Понятие волевого процесса по Вундту
2.1.3. Психология воли У.Джеймса
2.1.4. Другие теории воли
2.2. Понимание воли в современной психологии
2.2.1. Структура волевого процесса
2.2.2. Борьба мотивов – понятие и роль в волевом действии. Проблема принятия решения в психологии
3. Заключение
4. Список литературы
1. Вступление
Понятие воли возникло в психологии не сразу и изучение волевых процессов и их влияния на развитие личности имеет свою историю. Воля, наряду с эмоциями, является психическим процессом, связанным с регулированием поведения человека. Однако эмоции относят к импульсивной регуляции поведения, в то время как воля – это понятие, связанное с сознательной регуляцией поведения человека. В современной психологии воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действия и поступков. Такое понимание воли возникло не сразу. Понятие воли исследовали философы древности и средних веков, но несколько в ином аспекте, чем она рассматривается в психологии. Философами воля рассматривалась не как самостоятельное явление, а в контексте исторического развития философской науки, характерного для того или иного периода. Самостоятельно понятие воли возникло примерно в период становления теорий сознания и теорий личности.
В своем реферате я рассмотрю наиболее интересные, с моей точки зрения, теории воли. Я остановлюсь на понимании воли в античности, и рассмотрю, как понимал волю В.Вундт, которого можно считать основателем научной психологии, а также рассмотрю теорию воли У. Джеймса. Теория воли Джеймса интересна в том плане, что он рассматривал волю, как центральное понятие в своих исследованиях и считал, что воля является ключевым свойством психики человека, существенно влияющим на развитие его личности. Также в своем реферате я проанализирую подход современной психологии к изучению воли, показав структуру волевого процесса и обрисовав некоторые проблемы в изучении воли, которые ставят перед собой психологи.
2. Основная часть
2.1. Теории изучения воли в психологии
2.1.1. Понимание воли в античности и средневековье
Развитие проблемы воли в истории психологии и смежных наук имеет свою историю, уходящую корнями во времена античности. При этом воля не рассматривалась в античности и даже в средневековье как фактор поведения человека. Воля скорее рассматривалась как фактор, неразрывно связанный с разумом человека.
Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.
Аристотель рассматривал волю как связанную с действиями человека. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. При этом действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности— стремление и ум». Ум размышляет о цели — достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Следовательно, источник наших сознательных действий по Аристотелю кроется в разуме человека.
Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.
Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, который должен был следовать определенным нормам, право же на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общества.
Позднее, во времена Возрождения, за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
Далее до времен выделения воли как самостоятельно процесса исследования в психологии, воля рассматривалась скорее применительно к существованию свободы воли или ее отсутствию. Этот вопрос рассматривался с философской точки зрения. Проблему свободы воли рассматривал, например, Декарт, который, впрочем, так и не дал научно доказательного ответа о существовании воли. Декарт, тем не менее, приняв решение, что свобода воли есть, считал это своим собственным волевым актом, доказывающим наличие свобода воли.
В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.
2.1.2. Понятие волевого процесса по В. Вундту
Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности[1]». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.
Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид – это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид – это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.
Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства – это побудительная причина воли.
Особенностью понимание волевого процесса у Вундта было то, что он импульсивные действия относил к волевым процессам. Вундт делил волевые процессы на простые и сложные. Так, простой процесс имеет только один мотив, таким образом, в данном процессе не присутствует борьба мотивов, а процесс является лишь импульсивным действием. Сложный же процесс и представляет собой тот волевой процесс, который изучает современная психология. Он имеет два и более мотива и становится произвольным действием, то есть действием, которому предшествует борьба мотивов. Борьба мотивов предполагаем факт выбора. Развитием же воли по Вундту является превращение простых процессов в сложные.
2.1.3. Психология воли У.Джеймса
Для Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.
Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции[2]». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс – волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.
Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.
Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.
Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано[3]». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления[4]». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.