Смекни!
smekni.com

Психология эмоций, Изард Кэррол (стр. 2 из 124)

Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть подчинив эмоции жесткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами (drives), когнитивными процессами и двигательными актами.

У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации.

Но другие ученые, несмотря на увлеченность процессом познания, несмотря на то что интеллект стал их орудием производства, а наука - судьбой, все же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер (Leeper, 1948), ведущий специалист по теории личности, и Маурер (Mowrer, 1960), выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что <эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем <научением> (Mowrer, 1960, р. 307). Маурер должен был признать порочность общепринятого для западной цивилизации недоверчивого и презрительного отношения к эмоциям и их принижения перед интеллектом (разумом, логикой). <Если представленные рассуждения верны, то эмоции чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают такого противопоставления "разуму"> (Mowrer, 1960, р. 308).

Наверное, невозможно написать книгу, которая адекватно отражала бы все множество теорий, существующих в данной области. В данном учебнике реализован лишь один из подходов к проблеме эмоций, подход, который правильнее всего было бы назвать психологией дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода я попытаюсь охарактеризовать свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Я полагаю не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции, когнитивные процессы и поведение. С этих же позиций, с позиций психологии дифференциальных эмоций, рассматривают проблему эмоции многие теоретики и исследователи, и результаты их исследований найдут отражение в этом учебнике. Наиболее значительные теории, сложившиеся в рамках указанного подхода, основываются на ряде общих предпосылок, главной из которых является представление о том, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Наиболее типичная теория из всех существующих в рамках данного подхода будет представлена в главе 2.

Наш подход принципиально отличается от того, в котором эмоциональные проявления и эмоциональные состояния представлены в неком континууме и подлежат оценке в категориях <приятного-неприятного>, <напряженного-расслабленного>. Я не буду досконально рассматривать теории, сложившиеся в рамках этого подхода, но буду приводить данные, относящиеся к каждой из описанных мною эмоций в терминах этих шкал.

Несмотря на то что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов-теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди, далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство у них вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления. Но многие ли из них всерьез задумываются над основополагающими вопросами? Например, над тем, что же на самом деле представляют собой эмоции? Каковы механизмы их возникновения? Как они воздействуют на нас и нашу жизнь? Прежде чем пытаться ответить на эти вопросы, стоит рассмотреть проблему происхождения мотивации и эмоций.

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ

Какую бы разновидность мотивации мы ни рассматривали, будь это базовая потребность, обеспечивающая выживание индивида, или эмоциональная направленность на повышение уровня жизни, мы должны будем признать, что она возникала и претерпевала изменения в ходе эволюции, как и другие структуры и функции человека. Чтобы внести ясность, которой так не хватает нашей стремительно развивающейся науке, уместно будет более подробно остановиться на некоторых соображениях относительно происхождения и развития различных видов человеческой мотивации, в особенности происхождения и развития эмоций, составляющих ядро мотивационной структуры человека.

Происхождение мотивации выживания

Существование <мотивационной> системы в ее рудиментарном виде можно предположить уже у самых первых обитателей Земли. <Мотивация> простейших одноклеточных организмов основана на электрохимических процессах. И хотя они еще не обладали способностью к когнитивной оценке стимулов, им удалось адаптироваться и выжить. Они вышли победителями из неравного сражения с окружающей средой, вооруженные не разумом, а простейшей мотивационной системой, которая помогала им приблизиться к желанному и избежать опасного.

Последние исследования, посвященные проблеме возникновения вкусовых ощущений, показывают, что даже простейшие вирусы способны испытывать своего рода <отвращение>, они <пятятся>, стараясь избежать контакта с ядовитым веществом (из личного разговора с Т. Р. Скоттом, ноябрь 1988). Вполне возможно, что и одноклеточные животные имеют аналогичные механизмы, мотивирующие реакцию приближения-избегания. Эти механизмы, обеспечивающие организм питанием и защищающие его от токсичных веществ, жизненно необходимы. Некоторые нейробиологи склонны рассматривать нейробихевиоральный аспект этих реакций как гедонистический процесс, при котором адекватная модель поведения обеспечивается принятием решения и инструментальным действием. Существует несколько теорий мотивации, уходящих корнями в концепцию <приближения-избегания>. Так, например, для фрейдовской теории мотивации и личности центральными являются понятия <удовольствие> (приближение) и <боль> (избегание). Именно на противопоставлении <удовольствия> и <боли> основывается его понимание секса и агрессии.

К базовым потребностям относятся те мотивы, или нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида. В неблагоприятных условиях именно они побуждают индивида бороться за свою жизнь - искать пищу, воду, убежище, выводить из организма продукты жизнедеятельности. В обычных же условиях, когда эти нужды легко удовлетворить, связанная с ними деятельность становится обыденной и не требующей значительных затрат времени (Maslow, 1971). Однако, когда неблагоприятные условия среды, нехватка ресурсов угрожают выживанию или благополучию индивида, голод пробуждает эмоцию, и это взаимодействие драйва и эмоции оказывается чрезвычайно эффективным.

Происхождение эмоций

Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если мы спросим себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности. Рефлекс - это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Мы знаем, что человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения.

Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами, - о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регуляторной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают наше физическое благополучие.