Смекни!
smekni.com

История психологии труда в России, Климов Е.А. (стр. 17 из 59)

2. Уважительное отношение к человеку как субъекту тру­да, доверие к его инициативе и интеллекту. Наряду с тем, что Ломоносов в необходимых случаях разрабатывает под­робные предписания о выполнении каких-либо работ, он соз­нательно оставляет те или иные стороны труда «на произво­ление» людей, занятых им.

Давая подробнейшие рекомендации к снаряжению экспе­диции по освоению «Сибирского океана» (Северного морско­го пути), Ломоносов считает нужным в заключительном раз­деле отметить: «Сии предписанные для показанного морско­го путешествия пункты наблюдать господам командирам со всякою исправностью; однако смотря по обстоятельствам, имеют позволение делать отмены, служащие к лучшему ус­пеху, что полагается на их благорассуждение и общее согла­сие, которое им паче всего рекомендуется, чтобы единодушным рачением и якобы единым сердцем и душою внимали, прилежали и усердствовали...» [44. Т. VI. С. 535].

Излишне говорить, что приведенные высказывания харак­теризуют не только стабильное отношение Ломоносова к лю­дям, занятым делом, но и вполне определенные взгляды на вопросы управления людьми - психологии управления, как мы бы сказали.

3. Отношение к всякому труду «без гнушения», а точнее, уважительное отношение ко всякому труду: «...предостеречь мне должно, дабы кто не подумал... якобы я с некоторыми нерассудными любителями одной своей должности с презре­нием взирал на прочие искусства. Имеет каждая наука рав­ное участие в блаженстве нашем» [44. Т. II. С. 368].

4. Глубокая личная (мотивационная и операциональная) включенность в разнообразные виды труда, сопровождающа­яся соответствующей умелостью. Идет ли речь об «учинении проекта» нового «Регламента» Академии Наук или об изго­товлении цветного стекла, о написании трагедии по повелению ее императорского величества или о проведении химических, физических опытов, анализах солей, «пробах» руд по «орде­ру» академической канцелярии, Ломоносов обнаруживает и глубокое понимание общественного смысла, перспективного значения творимого, и дотошность, настойчивость, изобрета­тельность в исполнении дела.

5. Неуемная любознательность, необычайная широта и ак­тивность интересов. Эта сторона личности М. В. Ломоносова многократно отмечена и общепризнана.

6. Широкая и детальная осведомленносгь в мире труда. Обсуждая вопросы физики, химии, физической химии, Ломо­носов очень часто делает экскурсы в соответствующие облас­ти практического труда, обнаруживая дотошное знание под­робностей.

Рассматривая различные химические «операции», называ­ет кондитеров, работу в солеварнях, в «заведениях», изготов­ляющих селитру, вспоминает оружейников, стеклоделов, «пробирных мастеров», гончаров, «кирпичников», «мастеров фарфоровых изделий, прачек, ремесленников, делающих из свинца сурик и др.

Описание области труда, даваемое Ломоносовым, оказы­вается подчас поразительно скрупулезным и многоохватным. Он принимает в расчет и внутреннюю - психологическую - сторону труда, и внешние средства, инструменты, производст­венные условия. Можно подумать, что он читал современные нам работы по эргономике, в которых провозглашается ком­плексный подход анализа систем «человек-средства труда- производственная среда». Вот фрагменты, характеризующие профессиографический, психографический (как теперь бы ска­зали) подход Ломоносова к труду: «Рудоискатели прежде, нежели руд и жил искать начинают, смотрят и рассуждают наперед положение и состояние всего места, причем следую­щие вещи примечают...» [44. Т. V. С. 431] - и далее следует подробнейшее описание признаков, дающих возможность предположительной оценки месторождения, дополненное со­ображениями о том, нет ли неприятеля, наводнений, «ядови­того воздуха» или какого-нибудь иного «противного случая» [44. Т. V. С. 431].

Отнюдь не забывал отец российской науки о том, что в наши дни принято обозначать «человеческим фактором». Это тем более ценно, что писалось все это в условиях сословно-классового общества.

«Труждающиеся» у Ломоносова не только совершают ра­бочие движения, но «рассуждают», «видят», «примечают», проявляют «осторожность», имеют «надежды», «изволение» или «произволение», печалятся, радуются, проявляют муже­ство и т. д. Некоторые разделы его сочинения о «рудных де­лах» изложены (и даже озаглавлены) буквально в таких терминах, как «осторожность горных людей», «надежды ру­докопов», «надежды от положения жил», «надежды от жиль­ных материй» и т. д. Иначе говоря, технология часто изло­жена как бы глазами человека, непосредственно включенно­го в труд с его муками и радостями, а не с позиции стояще­го в стороне (или «надстоящего») наблюдателя-регистрато­ра. Подобного рода психологические «антропоцентрические» интерпретации труда часты и в общих оценочных суждениях Ломоносова, например: «...людей, которые бедственными тру­дами или паче исполинскою смелостию тайны естественные испытать тщатся, не надлежит почитать предерзкими, но му­жественными и великодушными» [44. Т. III. С. 23].

7. Гармоничное сочетание теоретического и практического творческого ума. Это утверждение едва ли нуждается в спе­циальном обосновании - весь неподдающийся охвату вклад М. В. Ломоносова в отечественную культуру говорит об этом как нельзя более красноречиво.

Перейдем от характеристики личности М. В. Ломоносова к рассмотрению его научных представлений, которые можно отнести к области психологии труда.

В целом материалы сочинений М. В. Ломоносова, даю­щие основание реконструировать его научные представления, относящиеся к области, именуемой в наши дни как «психо­логия труда», можно упорядочить прежде всего в виде сово­купности следующих тем.

1. Построение эмоционально насыщенных образов-целей (и, следовательно, «смыслов») труда и вопросы его стимулирования. В научных сочинениях, публичных выступлениях, за­метках, «мнениях» и разработках Ломоносов неизменно ярко рисует ценностные представления, которые кяк бы призваны задать мотивационную основу той или иной полезной дея­тельности. В результате возникает целая система «смыслов» труда. Это и «умножение счастья человеческого рода», и «сла­ва и польза («вечное удовольствие») отечества», и преодоле­ние тягостных состояний («умаление скуки»), «облегчение ра­бот», «отвращение препятствий», в том числе благодаря ис­пользованию приспособлений, «махин», удобство и безопас­ность труда, экономическая выгода, удовольствие («увеселе­ние») от нахождения истины, страсть «насыщать свой дух при­ятностью самого дела» и многое другое.

Наряду с позитивными ценностями Ломоносов с необходи­мой долей иронии или сарказма называет своего рода анти­ценности, в частности те нежелательные варианты человече­ской активности на профессионально-трудовых постах, с ко­торыми надо, по его мнению, бороться или которых следует избегать.

Смыслы труда тонко дифференцируются. Если речь идет о научной работе в лаборатории, то Ломоносов подчеркивает, что «труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки» [44. Т. II. С. 5691 Если речь идет о практи­ческой стороне дела, то он акцентирует то, что «меньшим тру­дом и иждивением (затратами. - Е. К; О. Н.) лучшее дейст­вие производит» [44. Т. II. С. 365].

Поучительно, что причину необходимости работ по улуч­шению труда Ломоносов усматривает в первую очередь не в выгоде, но в заботе о здоровье людей и их безопасности.

Проектируя крупное предприятие (например, освоение «Сибирского океана» или «исправление» Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук), Ломоносов детально разрабатывает систему стимулирования занятых соответству­ющими делами людей, в частности способов их «ободрения», преодоления утомления и т. д.

Особенно интересны с психологической точки зрения ре­комендации на случай вынужденного зимовья («Если боже сохрани, судно повредится...»). Он дает предписания по уст­ройству зимовья, общей организации поведения («всячески быть в движении»), борьбе с цингой и наряду с этим советует действовать «...ограждаясь великодушием, терпением и вза­имным друг друга утешением и ободрением, помогая едино­душием и трудами, как брат брату, и всегда представляя, что для пользы отечества все понести должно и что сему их под­вигу воспоследует монаршеская щедрота, от всея России бла­годарность и вечная в свете слава» [44. Т. VI. С. 532].

В затронутых материалах существенно вовсе не то, на­сколько «вечными» являются рекомендации Ломоносова. Важ­но другое: он располагал исторически конкретным истинным знанием о психике занятого трудом человека и был при этом не просто академическим «держателем» этого знания, но при­менял его в практике рационализации труда.

2. Вопросы волевой саморегуляции труда. Соответствую­щие идеи Ломоносова закономерно связаны с его представле­нием о трудящемся как человеке, которому многое доверяется на его «произволение», «рассуждение». Так, он отмечает: «При искании жил не надлежит скоро от дела отставать, когда кто нескоро до руд дойдет, ежели многие признаки их на том ме­сте показывают» [44. Т. V. С. 440].

3. Вопросы проектирования средств и условий труда с уче­том психологических особенностей людей. Сочинения Ломоно­сова изобилуют предложениями разного рода средств труда, причем очень часто эти предложения обосновываются ссыл­ками на особенности психики человека. Интересен с точки зрения психологии труда как науки проект «особливого само­пишущего компаса», который можно рассматривать не толь­ко как навигационный прибор, но и как первый известный нам самопишущий прибор (в проекте) для психологических иссле­дований трудовой деятельности - деятельности рулевого («правящего») на судне [44. Т. IV. С. 150-152].

Предлагая еще один навигационный инструмент, Ломоно­сов приводит в пользу его рациональности чисто психологиче­ский довод: «Для умаления скуки точного разделения цело­го квадранта для получения большей исправности сие средст­во за лучшее почитаю» [44. Т. IV. С. 135]. С позиций совре­менного психолога, это отнюдь не слабый довод, поскольку вопрос «умаления скуки» переобозначенный в современных терминах, входит в структуру актуальнейшей проблемы кор­рекции неблагоприятных функциональных состояний человека в труде.