Смекни!
smekni.com

Личностно-эмоциональные особенности детей разведенных родителей (стр. 11 из 14)

– слабые отрицательные чувства – со стороны матери (15%).

Таблица 6. Процентное распределение детей из полных семей по показателю степени получения ими от других членов семьи различных чувств к членам семьи

Члены семьи Нежные чувства Сильные положительные чувства с «сексуальным оттенком» Слабые отрицательные чувства Враждебные чувства
Мать 25% 10% 25% 30%
Отец 20% 15% 15% 20%
Брат / Сестра 10% 0% 5% 5%
Др. Родственники 0% 5% 20% 10%
Я 5% 0% 5% 5%
Никто 35% 15% 5% 10%

1. 25% процентов подростков из неполных семей указали, что нежные чувства в наибольшей степени по отношению к ним проявляет мать, 20% – отец, 10% – братья и сестры, 5% – сами подростки, 35% – никто.

2. Сильные положительные чувства в высокой степени выраженности по отношению к подросткам склонны проявлять: мать – в 10% случаев, отец – в 15%, другие родственники – в 5%, никто – в 15%.

3. Слабые отрицательные чувства в высокой степени по отношению к подростку демонстрируют: мать (25%), отец (15%), братья и сестры (5%), другие родственники (20%), никто (5%), само подростки (5%).

4. Враждебные чувства в высокой степени выраженности по отношению к подросткам проявляют: мать (30%), отец (20%), братья и сестры (5%), другие родственники (10%), сами подростки (5%), никто (35%).

Следовательно, подростки из полных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери и отца, сильные положительные чувства – со стороны отца, слабые отрицательные чувства – со стороны матери и других родственников, враждебные чувства – со стороны матери.

Наименее всего по отношению к подросткам проявляют:

– нежные чувства сами подростки (15%);

– сильные положительные чувства – сами подростки (25%);

– слабые отрицательные чувства – другие родственники (30%);

– враждебные чувства – другие родственники (20%).

Что касается показателей материнская сверхопека, отцовское сверхпотакание, материнское сверхпотакание, то по результатам диагностики их выраженности в семьях обеих групп подростков были получены следующие данные:

1. Дети разведенных родителей указывают на отсутствие высокой степени выраженности материнской сверхопеки, средняя степень наблюдается 100% случаев. Отцовское сверхпотакание высоко выражено в 10% семей, в средней степени – в 90%. Материнское сверхпотакание во всех семьях проявляется в средней степени.

2. Подростки из полных семей указывают, что материнская сверхопека проявляется в высокой степени в 25% случаев, в средней – 75%. Отцовское сверхпотакание выражено в высокой степени в 5% семей, в средней – в 95%. Материнское сверхпотакание представлено в высокой степени в 35% случаев, в средней – в 65%.

4. Диагностика «веса» жизненных событий подростка с позиций степени эмоциональных переживаний по методике «Психологическая автобиография» (см. рис. 3 и 4).


Рис. 3. Распределение уровня эмоциональной нагрузки жизненных событий подростков разведенных родителей

Условные обозначения:

Пр – прошедшие радостные события;

Пг – прошедшие грустные события;

Нр – настоящие радостные события;

Нг – настоящие грустные события;

Бр – будущие радостные события;

Бг – будущие грустные события.

В результате диагностики «веса» жизненных событий на выборке подростков, воспитывающихся в неполных семьях, были получены следующие данные:

1. Большинство подростков оценивают уровень своих эмоциональных переживаний радостных и грустных событий в прошлом, в настоящем и будущем как средний (от 40 до 75% по различным видам событий).

2. Сильнее всего они переживают грустные события в настоящем (25%) и наступление грустных событий в будущем (25%).

3. Менее всего эмоциональную нагрузку несут радостные события в прошлом (40%).


Рис. 4. Распределение уровня эмоциональной нагрузки жизненных событий подростков из полных семей

Условные обозначения:

Пр – прошедшие радостные события;

Пг – прошедшие грустные события;

Нр – настоящие радостные события;

Нг – настоящие грустные события;

Бр – будущие радостные события;

Бг – будущие грустные события.

По результатам диагностики «веса» жизненных событий на выборке подростков из полных семей можно выделить следующие закономерности:

1. По всем видам событий, кроме будущих радостных событий, преобладает средний уровень эмоциональных переживаний (от 65 до 90%).

2. Наибольшие эмоциональные переживания вызывают будущие радостные события (55%). Второе место по выделенному параметру занимают радостные события в настоящем (25%).

3. Менее всего эмоциональную нагрузку несут грустные события в прошлом (20%) и у 25% подростков – грустные события в настоящем.

5. Диагностика личностно-эмоциональных особенностей с помощью методики СМОЛ (см. рис. 5 и 6). На начальном этапе обработки данных, полученных в результате диагностики по методике СМОЛ, была проведена факторизация и выделено 3 фактора:

1. «Аффективность»: Шизофрения – психастения – паранойя – гипомания. Данный фактор характеризует людей обидчивых, упрямых, трудолюбивых, изобретательных, искренних, наивных, застенчивых, сентиментальных, неудовлетворенных, отличающихся гибкостью ума, изобретательностью, оригинальностью суждений, творческим богатством, остроумием, широтой интересов, разговорчивых, инициативных, самоуверенных, склонных к риску.

2. «Ригидность»: Ипохондрия – истерия (отрицательный полюс) – депрессия – F. Он включает такие показатели, как раздражительность, тревожность, скромность, застенчивость, впечатлительность, неудовлетворенность собой, трудности в принятии решений, избегание конфликтов, медлительность ригидность.

3. «Дезадаптивность»: Психопатия – K – L. Люди, имеющие высокий показатели по данному фактору, характеризуются недостаточным самопониманием и адаптационными возможностями, желанием скрыть свои недостатки, временной дезадаптацией.

По результатам диагностики личностно-эмоциональных особенностей на выборке подростков, воспитывающихся в неполных семьях, были получены следующие данные, а именно: высокий уровень аффективности демонстрируют 35% испытуемых (7 человек), средний – 45% (9 подростков), низкий – 20% (4); высокий уровень ригидности выявлен у 8 испытуемых (40%), средний – у 8 (40%), низкий – у 4 (20%); высокий уровень дезадаптивности наблюдается у 5 человек (25%), средний – у 15 (15%), низкого не выявлено.


Рис. 5. Распределение личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей

Исходя из рисунка 5, можно сделать вывод о том, что в группе подростков из неполных семей преобладают средние уровни выраженности по всем выделенным факторам. Но наблюдается перевес в сторону высоких значений.

Рис. 6. Распределение личностно-эмоциональных особенностей подростков из полных семей

В выборке подростков из полных семей наблюдается следующая выраженность факторов, характеризующих личностно-эмоциональные особенности:

1. Высокий уровень аффективности не выявлен, средний уровень демонстрируют 90% испытуемых (18 человек), низкий – 10% (2).

2. Высокий уровень ригидности также не выявлен, средний уровень наблюдается у 16 подростков (80%), низкий – у 4 (20%).

3. Высокая дезадаптивность свойственна 1 человеку (5%), средний уровень – 15 (75%), низкий – 4 (20%).

Следовательно, в группе подростков, воспитывающихся в полных семьях, также преобладает средний уровень выраженности всех факторов, но наблюдается перевес в сторону низких значений.

Таким образом, диагностика личностно-эмоциональных особенностей и характера детско-родительских отношений у подростков из полных и неполных семей показала:

1. В неполных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка. В полных семьях наблюдается более благоприятная картина относительно родительского отношения к подростку. Со стороны матери наиболее ярко проявляется такая родительская установка, как автономность, отцы склонны демонстрировать позитивный интерес. Наименее всего среди матерей выражена враждебность и директивность, среди отцов – автономность.

2. Диагностика отношений показала, что в выборке подростков из неполных семей по всем видам отношений (отношение к себе, жизни и значимым другим; отношение к мужчинам и сексу; отношение к семье и работе; отношение к женщинам) преобладает средний уровень. Но из анализа распределения испытуемых по высокому и низкому уровням, соответствующим позитивному и негативному отношению, видно, что наблюдается перевес в сторону отрицательных отношений. У подростков из полных семей также по всем факторам преобладает средний уровень. Но, в отличие от второй группы испытуемых, в данном случае наблюдается перевес в сторону положительного полюса, свидетельствующего о позитивном отношении.

3. Подростки из неполных семей проявляют нежные чувства к матери, братьям и сестрам, сильные положительные чувства – к матери, слабые отрицательные и враждебные чувства – к отцу. Подростки из полных семей склонны проявлять высокую степень всех видов чувств по отношению к матери.

Подростки из неполных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Подростки же из полных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери и отца, сильные положительные чувства – со стороны отца, слабые отрицательные чувства – со стороны матери и других родственников, враждебные чувства – со стороны матери.