Смекни!
smekni.com

Успех после успеха, Карнаух И.И. - Коучинг. (стр. 6 из 19)

Здесь, правда, начались некоторые неувязки с логикой и моралью. Ведь даже тот человек, который достиг в жизни успеха и процветания, во время болезни тоже становится немощным и страдающим. Стало быть, никакого отступления от общего правила тут нет: врач лечит только немощных и беспомощных. Но если так, за что же тогда брать втридорога за лечение с человека успешного и богатого? За то, что он заболел и страдает, то есть пользуясь его бедственным положением? Или - за то, что он после выздоровления снова будет успешным и процветающим, а у всех таких надо, не стесняясь, отбирать деньги и отдавать тем, кто не способен достичь успеха?

Врача, в сущности, пытались превратить в социалиста-экспроприатора, отнимающего у богатых и раздающего бедным - точно так же, как пытались превратить точно в такого же социалиста самого Иисуса Христа.

По всему выходило, что помогать людям успешным и процветающим не только не нужно, но и просто аморально.

Когда современная психология стала понемногу выделяться из медицины, общественное мнение предъявило ей то же самое требование: помогать следует только немощным, причем - даром. Так, один из венских врачей заявил по поводу психоаналитических консультаций З.Фрейда, что этот нечестный человек наживается, используя неудержимое желание больных поговорить о своих болезнях. ( Большинство его коллег промолчало, но подумало точно так же). Негодованию врачей не было предела: ведь Фрейд не мог оправдать свои гонорары ни тем, что он тратится на медикаменты, ни тем, что он производит какие-то операции и манипуляции. Нет, он берет деньги только за разговоры! И, естественно, берет эти деньги у людей, которые их имеют - то есть у людей успешных! Что за чудовищное нарушение ключевых медицинских принципов, который совершенно самоочевидны, а потому должны оставаться незыблемыми!

* * *

До тех пор, пока медицина и психология оставались в плену таких «самоочевидностей», они в принципе не могли прийти к коучингу.

Ведь коучинг - это помощь успешному человеку.

Такое занятие просто не могло не показаться ортодоксальному медику или психологу крайне подозрительным. Зачем, спрашивается, помогать тому, кто успешен и без всякой помощи? Разумеется, такое можно делать только обманом и с корыстной целью. Да еще и помощь-то предлагалается какая-то чересчур эфемерная: ничего реального, одни только разговоры. Сплошное сотрясение воздухов. Да и это - еще не все! Мастер коучинга сразу же заявляет, что он не будет открывать тому, кому он помогает, никаких заветных секретов, и не станет делиться с ним какими-то ценными знаниями, как это делает, скажем, учитель или юрист. Свой путь выхода из кризиса тот должен будет найти абсолютно самостоятельно!

Нет, право, все это - какое-то жульничество и шарлатанство. Уважающий себя врач столь сомнительными штучками заниматься не станет никогда!

Психологам тоже попытались привить этику, сходную с той, которая была предписана врачам. Ведь кто он такой, психолог? В обыденном представлении - тот же врач, только для самых-самых легких случаев. (Когда они становятся более тяжелыми, его подопечный переходит к психотерапевту, а далее - к психиатру). Главная задача психолога - психологическая коррекция. А кого, спрашивается, надо корректировать - то есть поправлять? Конечно же, неудачника. Человека успешного поправлять ни к чему. Коррекция его только испортит. Да он, собственно, и не позволит никому себя поправлять… Что он - больной, что ли?

* * *

А ведь представление о том, что врач должен помогать только больным и немощным, вовсе не является таким уж самоочевидным и «естественным», от века данным. История медицины свидетельствует, что такого принципа врачи придерживались отнюдь не всегда.

Так, в Древнем Китае врачевателям платили вовсе не тогда, когда болели, а тогда, когда были здоровы. Во время болезни платить переставали. И это в корне меняло все. Врач не только был заинтересован в скорейшем излечении больного. Он, врач, предпочитал вообще до болезни дела не доводить. Он, стало быть, лечил здоровых людей, поддерживая их здоровье - и, значит, вкладывал в понятие «лечить» совсем иной смысл.

Такое лечение здоровых людей - вовсе не то, что в современной европейской медицине принято называть профилактикой. Когда врач европейской школы размышляет о профилактике, он все-таки в первую очередь думает о болезни, а не о здоровье. Он стремится предотвратить заболевание, создать такие условия, при которых оно не может возникнуть, развиться и распространиться. А поддержаниездоровья - что бы там ни говорили о важности гигиены - все же не считается делом врача. Здоровье, так сказать, проходит «не по его ведомству».

Именно потому коучинг и представляется врачам и психологам абсолютно новым, доныне неслыханным делом. Они испытывают к коучингу нечто вроде инстинктивного недоверия. Ведь коучинг - это помощь здоровому и успешному человеку. И психологу, и врачу сама мысль о необходимости такой помощи представляется нонсенсом. Зачем же помогать людям здоровым и успешным, если вокруг такое множество больных и страждущих? Помогать надо беспомощному. А люди здоровые и успешные как-нибудь справятся со своими проблемами сами…

* * *

Может быть, Иисус Христос, подражать которому призывают врача, и в самом деле был ненавистником успешных и процветающих людей, а любил только немощных и убогих?

И это тоже далеко не так. Это - всего лишь одна из интерпретаций христианского учения, далеко не единственная и достаточно тенденциозная.

Да, Иисус Христос действительно врачевал немощных и расслабленных, и апостолов своих тоже сделал врачами, дав им власть «врачевать всякую болезнь и всякую немощь»[9].

Но врачевание как таковое вовсе не было для Христа самоцелью. Он видел суть своей помощи человечеству отнюдь не в лечении немощных и расслабленных. В противном случае Христу пришлось бы врачевать всех, кто обращался к нему - до последнего пациента. А число обращавшихся за помощью возрастало в геометрической прогрессии, так что врачевание грозило поглотить все время.

Главное, к чему стремился Иисус Христос - сообщить людям свое учение. Поэтому он ограничился всего несколькими исцелениями, которые должны были убедить маловеров в том, что Он - Сын Божий, а, стало быть, его учение должно быть принято людьми. Причем принять его должны были люди сильные, мужественные и самостоятельные - или те, которым предстояло стать таковыми. Чтобы убедиться в этом, стоит вдуматься в смысл следующих слов Христа:

« Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня»[10].

Согласимся, что слова «не мир, но меч» трудно представить себе в устах врача. Исцеления нужны были Христу для того, чтобы привлечь внимание к учению - к учению о свободном выборе между добром и злом, предназначенному для того, чтобы человек стал сильным. А слабые выбирать неспособны. И тем более не способны они отстаивать свою веру.

* * *

Никакой неприязни к людям успешным и богатым Христос отнюдь не испытывал. Богатство, достигнутое праведным путем, вовсе не осуждалось им. Да, вера дает неизмеримо больше, чем все богатства земные. Но из этого вовсе не следует, что земные богатства следует презирать и ненавидеть.

Излагая свое учение, Христос прибегает к притчам - использует аналогии. Поставим простой вопрос: может ли он, рассуждая о Царстве Божьем, о вере и прочих возвышенных вещах, уподоблять им нечто такое, что им осуждается?

Разумеется, нет.

Но, стало быть, Христос вовсе не испытывает никакого презрения к купцу, если сравнивает с ним Царство Божье:

"Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее"[11].

Торгующие действительно были изгнаны Христом из храма - но вовсе не потому, что он считал торговлю как таковую занятием презренным. " Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников"[12].

Речь шла, следовательно, о том, чтобы прямо в храме не меняли монеты (это было нужно, чтобы не приносить пожертвования римскими деньгами) и не продавали голубей для жертвоприношений. Все это надо делать за пределами храма. А в храме ничто не должно отвлекать от молитвы.

Еще одна притча, рассказанная Христом, убеждает нас в том, что занятие торговлей он считает вполне достойным уважения. Больше того: торговля должна приносить прибыль, а тот, кто не пускает деньги в оборот и упускает выгоду, должен быть наказан!

Конечно же, Христос хочет сказать вовсе не об этом. Смысл притчи таков: каждый должен укреплять и взращивать в себе веру - так, чтобы Христос во время второго своего пришествия обнаружил в своих приверженцах этой веры больше, чем ее было при первом пришествии. Но для доходчивости эта мысль подкрепляется аналогией: вера сравнивается с серебром, которое хозяин, уезжая, отдает на сохранение своим рабам. Те рабы, которые пустили выданные им таланты[13] серебра в оборот и получили стопроцентную прибыль, удостоились похвалы хозяина, а тот раб, который не сделал этого, зарыв талант для сохранности в землю, был сурово наказан.