Смекни!
smekni.com

Успех после успеха, Карнаух И.И. - Коучинг. (стр. 7 из 19)

Взращивание капитала сравнивается Христом со взращиванием веры в себе: говоря о себе в третьем лице, он так описывает свое второе пришествие:

" Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте в тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"[14]

Нетрудно видеть, что поведение купца и его смышленых рабов-предпринимателей Христом вовсе не осуждается. Оно признается нормальным. И господин, и предприимчивые его рабы ведут себя так, как положено, так, как принято. Общий дух христианства состоит в том, чтобы не вмешиваться в мирские дела, заботясь только о спасении души для Царства Небесного. Христос Христос учил, что надо воздать кесарю кесарево, апостол же Павел со всей ясностью провозгласил, что всякая власть – от Бога.

Христианин должен принимать те политические порядки, которые существуют в этом мире - примерно так же, как принимают погоду. И точно так же он должен принимать экономические порядки, отнюдь не посягая на их реформирование или революционное преобразование.

Именно потому Христос не мог отдавать никакого предпочтения бедным и немощным перед богатыми и процветающими - до тех пор, пока речь шла о делах этого мира.

* * *

Никакого о каком приоритете слабых и немощных, нищих и убогих, позволяющих им претендовать на исключительное внимание Христа, в Библии не говорится. В Священном Писании не содержится ничего, похожего на призыв любить бедных больше, чем богатых или, скажем, чем людей среднего достатка. Христианская любовь вовсе не была избирательной. Христос пришел не для того, чтобы спасти бедных - равно как и не для того, чтобы спасти богатых. Он пришел, чтобы спасти все человечество - даже тех его представителей, которые, по меркам этого мира, спасения вовсе не заслуживали.

Об этом красноречиво свидетельствует история, поведанная в Евангелии от Матфея:

«…Фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные»[15].

Вникнем в смысл этой полемики.

Мытарями назывались римские государственные служащие, ведавшие сбором налогов. Блюстители иудейских обычаев - фарисеи полагали, что всякое общение с ними оскверняет, а потому должно быть исключено. Причины такого требования разъясняются в дореволюционной Библейской Энциклопедии 1891 года, переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1990 году:

« Мытарь - сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устраивались и содержимы были римлянами особенные домы, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У евреев понятия - грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во время Спасителя в Иудее было много мытарей»[16].

Если бы Христос следовал требованиям фарисеев, он не общался бы с теми, кого мы сегодня именуем работниками налоговых служб - на том основании, что постоянное соприкосновение с презренным металлом навсегда осквернило их. Однако Христос беседует с ними за совместной трапезой. Едва ли мытари страдают физическими недугами: в этом случае их не наняли бы для исполнения ответственной службы. Тем не менее, Христос говорит фарисеям, что он врачует мытарей. Они, мытари, потому и пришли беседовать с ним, что их души не знают покоя.

Вывод можно сделать только один: врачеванию подлежат души всех людей, совершенно не зависимо от того, богаты они или бедны, успешны или немощны.

* * *

Истинный христианин должен относиться к деньгам и иным признакам успеха в этом мире безразлично: царство Божье - не от мира сего. Христианские добродетели не связаны ни с богатством, ни с его отсутствием. Нет у тебя денег - не беда. Богатства, которые предлагаются тебе, значительно более ценны. Никакой вор у тебя их не украдет. Есть деньги - тоже неплохо. Их можно потратить на богоугодное, благое дело.

Деньги - не добро и не зло. Они вообще не считаются истинным христианином существенной ценностью. Поэтому никаких предпочтений в христианской любви ни бедные, ни богатые не заслуживают.

Так что настоящий врач, которого веками призывают подражать Христу, должен быть совершенно безразличным к тому, богат или беден его пациент, успешен он в жизни или неуспешен. Врач не должен держаться никакой идеологии. Он не должен призывать к обогащению, но и не должен ратовать за отъем богатств этого мира и за раздачу их бедным. Врач не может быть ни социалистом, ни консерватором. Подходя к больному, он должен напрочь забыть о своих политических взглядах - а еще лучше вообще не иметь их.

Именно такое мнение высказал в свое время А.И.Герцен, приводя следующий диалог:

« - Вы социалист?

- Я доктор медицины.

- Это не мешает.

- Мешает, и очень. Быть разом больным и врачом - дело плохое. Одилон Барро говорил, что закон не знает бога, а уж врач и подавно не должен иметь никакой религии, иначе он неодинаково будет относиться к больным».[17]

* * *

Психолог, действительно, во многом похож на врача. И, прежде всего, тем, что главная его задача - помогать людям жить. ( Ничего исключительного в этой задаче, впрочем, нет. Точно такова же главная задача булочника, сапожника и юриста.) Помощь психолога - точно так же, как помощь врача - не может быть избирательной. Он не может отказывать в ней людям успешным, всецело сосредоточившись на заботе о немощных и неудачниках.

Истинный психолог живет по ту сторону успехов и неуспехов - или того, что принято считать ими. Его царство - тоже не от мира сего, если понимать под этим миром суетный и суетливый мир повседневности. Психолог занят внутренним миром человека, а не миром внешним. Он знает, что высшая ценность для человека - это душевный покой и согласие с самим собой.

* * *

Итак, первая причина того, что коучинг действительно возник не на том пути, по которому шла до сих пор психология и медицина - это особенности менталитета психологов и врачей. У них на протяжении многих веков сформировали совершенно иную «самоочевидную» установку, заставлявшую их считать серьезные проблемы успешных людей несерьезными. Вопреки тому, чего требовал от врачей А.И. Герцен, они все же были - где-то в глубине души, в сфере уже-не-осознаваемого - именно социалистами - в том смысле, что всегда ставили превыше всего интересы слабых и немощных.

А потому ни психология, ни медицина просто не имели никакого опыта оказания помощи успешным людям. Именно по этой причине коучинг с его заботой о сильных и успешных людях возник в стороне от магистральной линии развития медицины и психологии. Именно по этой причине медики и психологи не открыли коучинга и по сей день относятся к нему с некоторым недоверием.

Но эта причина - не единственная. Есть еще и вторая, ничуть не менее важная.

1.3. Тело- источник душевных болезней?

Когда страдают люди немощные и убогие, их страдания видны невооруженным глазом. Весь их внешний вид просто вопиет о помощи. Жизненные неудачи не только отражаются на лице - они легко прочитываются по одежде, позам, манере держать себя. Люди немощные прекращают все попытки справиться со своими жизненными проблемами, опускают руки и покорно принимают удары судьбы. Они быстро привыкают демонстрировать свое бессилие, чтобы получить поддержку.

Жизненные принципы людей сильных не позволяют им опуститься до подобного поведения, откровенно расписываясь в своей немощи. Они прячут свои страдания от чужих глаз и никого не допускают к себе в душу. К врачам они обращаются в самых крайних случаях. Стоит только им предстать в образе неудачника, который не способен решить свои проблемы сам, как с карьерой делового человека будет покончено навсегда. Никто не подпишет с ними ни одного договора и не даст кредита. Надо продолжать улыбаться - любой ценой.