. Обобщая написанное, душа- сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение - сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. [Гиппенрейтер]
Таким образом, в работах древнегреческих мыслителей поднимаются многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Главная мысль – душевные проявления зависят от общей сути вещей.
Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось на живую природу. Что позволило увидеть в психическом способ организации поведения живых систем.
В третьем направлении душевная деятельность зависит от форм, создающихся не физической или органической природой, а человеческой культурой.
Античные ученые подняли проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Они впервые попытались дать ответы на вопросы о соотношении в человеке тела и духа, разумного и абсурдного …
Одна из самых важных функций души - познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - восприятие и мышление. Выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.
Так как в средневековье церковь усилила свою позицию, она повлияла на жизнь общества и соответственно на науку. Утвердилось представление о том, что душа – божественное или сверхъестественное и поэтому учение о жизни души должно быть связанно с задачами богословия. Поэтому считалось, что человек может судить о душе только с внешней ее стороны, так как она обращена в мир материальный. А секреты и тайны души могут рассматриваться только в религиозном понятии.
Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Помимо этого накапливались знания об анатомо-физиологических особенностях организма как основах душевной жизни. Следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах таких ученых как Ибн-Сина, Аль-Газали появляется мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, о зависимости психики от воспитания. Считалось, что душа человека не бессмертна, потому что он не может существовать без организма.
Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа есть источник любого движения тела. Начинают различаться способности, свойственные душе (разум, воля) и животные функции. Они не выполнимы без деятельности тела. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна”.
Роджер Бэкон занимался поиском новых тропинок в науке (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для того, чтобы познать душу, необходимо совсем иное, например редкое вдохновение, как просветление, которое даст возможность постичь то, чего не может открыть чувственное восприятие. [А.Н.Ждан]
Средневековья начинает поднимать новые проблемы. Например, изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн - Синой. Благодаря этим работам, появились основы современной психофизиологии, впервые объясняется происхождение стрессов и их влияние на психику.
Церковная психология проводила исследование по способам манипуляции большой массой людей, приемам снижения психического напряжения.
Проходило это в форме обрядов или исповедей; что вселило в людей уверенность в возможности снятия вины за свои поступки, прощения и искупления тех ошибок, которые были ими допущены. Значит, недовольство собой перестало накапливаться, снималась напряженность от осознания своих грехов, что способствовало справедливости и с собой, и с другими, конечно, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для катарсиса.
Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.
Бэкон развивает идеи про единую науку о человеке, составной частью которой является психология.
У Бэкона учение о человеке состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.
Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.
Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.
Учение Бэкона повлияло на многие науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.
Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIX века
XVII век - новая эпоха в развитии психологического знания. Она определяется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Позволю сказать, что психология, как и на начальных этапах развития античной эпохи, здесь еще больше укрепила себя с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. К сожалению, опираясь на философию, психология теряла свой предмет изучения, рассматривая общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. И развитие естествознания еще не могло дать возможности выстроить полноценную концепцию психического на его основе.
Область деятельности психологии понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и себя самого. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.
Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) делает вывод о кардинальном различии, существующем между душой человека и его телом: то есть тело можно разделить, в то время как дух – невозможно, он целостный и неделимый. Однако душа может дать телу движение. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: в чем связь между телесными и психическими процессами в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. [определение из интернета]
В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считает, что человек с детства питает в себе много заблуждений, и верит в разные идеи «на слово». Значит, если у меня в целях найти истину, то я должна подвергнуть сомнению все. В таком случае, я смогу усомниться в своих ощущениях, соответственно, в верности моих рассуждений и мыслей, так как господь не сделал совершенным и идеальным ни одного человека, то все могут ошибаться.
Таким образом, можно усомниться во всем, даже в нашем теле. Но суть в том, что остается сомнение. А раз есть сомнение, значит, мы мыслим. Так как мы мыслим, мы – существуем «...мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит».
«Мыслю, следовательно, существую» - «cogito ergo sum»
Декарт задается вопросом о том, что же есть мысль. В его понимании, это есть «все то, что происходит в нас». И то, что мы воспринимаем само собой.
Можно сделать вывод и о том, что мыслить – не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать».
Декарт считал, что первое, что человек в себе обнаруживает есть его сознание.