Смекни!
smekni.com

Хронология событий в истории психологии со времени возникновения науки до первой четверти ХХ век (стр. 3 из 4)

Из этого смысла стала исходить психология конца 19 века. Существование сознания – неопровержимый факт. А задачей психологии является анализ состояния сознания и его содержание. Отсюда, психология и сделала своим предметом изучения – сознание.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы “Этика”. В нем он поставил задачу прояснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Необходимо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.

Спиноза выделил три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этого выходит любое эмоциональное состояние, важно отметить его мнение о том, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Он связывает эмоции и волю. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как изученной нужды, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания. [А.Н.Ждан]

Душа и тело – едины, так как тело – объект души.

Становление эмпирической психологии

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом. Он обозначает направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особенной сущности. Гоббс утверждал, что в мире нет ничего «кроме материальных тел, которые движутся по законам механики». Материальные вещи, воздействуют на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.

Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм.

Д. Локк (1632 – 1704) – яркий представитель разработки этого направления.

Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей.

Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень их трудно разделить. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примером может служить то, что одному человеку мы симпатизируем, другому нет. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Одна из задач воспитания заключается в том, что необходимо с раннего возраста предупреждать у детей образование нежелательной связи сознания.

После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология” [А.Н.Ждан].

Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер.

Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт – это вся общекультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и даже определяет его поведение.

Становление ассоциативной психологии

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения.

По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источник знания - образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные.

Английский мыслитель Д. Юм встал на другую позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.

Взгляды французских энциклопедистов

Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступали французские мыслители. Они объединились вокруг 35 – томной “Энциклопедии”, освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии.

Идея “энциклопедистов” - утверждение решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо (1712 – 1778) и К. Гельвеция (1715 – 1771).

В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на возникновение биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей.

Материалисты эпохи Просвещения сыграли большую роль в интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.

Развитие психологии как самостоятельной науки

Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.

Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, которая работает закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.

А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Рассматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Тем самым он расширил понятие психологии, включая и ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), и изучение связи сознания с внешним миром. Он анализировал различие в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, и писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и более того передаются по наследству. Таким образом, сознание – не новая тетрадь, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор истребляет все живое, которому не удалось выжить в окружающей среде и не удалось пройти все трудности ее. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования – дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.