Смекни!
smekni.com

Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде (стр. 13 из 16)

Проявления наркотического опьянения у подростков весьма разнообразны и зависят от дозы попавшего в организм наркотического вещества, индивидуальных особенностей, способа введения и других факторов, включая индуцирующее влияние компании. При небольших дозах, видимо, особенно сказывается «эффект ожидания», т. е. предварительная установка подростка, имевшиеся у него сведения о действии наркотика.

Чаще всего после приёма наркотического вещества следуют следующие реакции.

I стадия. Очень короткая стадия тревоги. Возникает чувство неопределенного страха, окружающее кажется каким-то подозрительным.

Об этой первой стадии от подростков приходилось слышать крайне редко. По всей видимости, впечатление о ней просто забывалось в последующие, более наполненные ощущениями стадии. Возможно, также, что у подростков тревожность мимолётна и смягчается реакцией группирования – находятся в компании приятелей-сверстников.

II стадия. Эйфория. Включает нарастающие психосенсорные расстройства, постепенное нарушение сознания – от его сужения до оглушения или сумеречного состояния. Подчёркивается заражение эмоциями в группе наркоманов – смех, страх, растерянность одного быстро без слов передаётся другим. У подростков это явление бывает выражено достаточно ярко. Выраженность и последовательность развития отдельных симптомов неодинакова у разных индивидуумов, но довольно постоянна у одного и того же лица при повторном приёме наркотика.

III стадия. По сути дела, это психотическое состояние, со спутанностью и отрывочным бредом. Имитация смеха и плача других в этом периоде становится насильственной.

IV стадия. Выход из состояния опьянения. Проявляется сочетанием астении с сильным чувством голода и жажды. Наевшись и напившись, они засыпают. Сон продолжительный, но беспокойный.

Реакция на первый приём наркотика зависит, главным образом, от вида наркотика. Так, например, при первом курении гашиша обычно у подростков не возникает никаких ощущений. По рассказам подростков, чтобы испытать опьянение, необходимо «вкуриться», т. е. покурить 2 – 3 раза. Вполне возможно, что многие подростки не рассказывают о плохих ощущениях первого курения из-за «чувства мужества».

При приёме более сильных наркотиков, опиатов, барбитуратов и т. д. Даже в первый раз при уже небольшой дозе подросток испытывает стремительное нарастание необычной силы эйфории. Даже если и присутствуют негативные ощущения, они моментально маскируются чувством «кайфа».

При использовании таких внутривенных наркотиков, как морфий, омнопон сначала возникает ощущение покалывания иголками кожи туловища и конечностей. Лицо и шея краснеют. Кожа на лице зудит и особенно чешется кончик носа. Резко суживаются зрачки, пульс делается редким. Во рту сохнет. Затем наступает эйфория.

При приёме таких сильных препаратов очень несложно передозировать. Последствия передозировки ужасны и нередко заканчиваются смертью.

Особенно опасны самодельные наркотики. К ним относятся, например, обработанный растворителями млечный сок маковых головок или экстракт маковой соломки. Они приводят к гораздо более тяжёлым и частым вегетативным нарушениям. В специализированной литературе описаны случаи мгновенной смерти после приёма таких «самопалов».

Длительность наркотического опьянения после опиатов составляет в среднем 2 – 6 часов. Первые симптомы появляются почти сразу, одурманенность, «кайф» - наступают через 10 – 20 мин после приёма.

Во время опьянения подростки малоподвижны, нередко ищут покоя и уединения. Их охватывает ощущение ленивого довольства, полнейшего телесного и душевного комфорта. «Нарушители» этого покоя, все, кто пристают и надоедают, вызывают крайнее раздражение и, очень часто, агрессию. «Сломать кайф» в компании наркоманов считается тяжким проступком.

Приходящее ленивое довольство сопровождается грёзоподобными фантазиями. Более всего представляются сцены исполнения желаний, заново переживаются счастливые минуты прошлого. Возможна определённая визуализация представлений («Что захочу, то и увижу»). Ориентировка в окружающем сохраняется. Только при передозировке развиваются оглушение, сопор.

Отмечается значительное снижение болевой чувствительности, узкие, как точки, зрачки, не расширяющиеся даже в темноте. Отмечается отключённость осознания опасности.

У подростков, впрочем, как и у взрослых, хорошо выражена способность диссимулировать опьянение. Лишь узкие зрачки скрыть невозможно. Опытные, знающие об этом наркоманы, замаскировывают их тёмными очками, а иногда даже прибегают к закапыванию в глаза атропина.

Последействие опийного опьянения проявляется астенией, вялостью, сонливостью. Но сон обычно поверхностный и непродолжительный. Ощущается также тяжесть в теле, особенно в конечностях. Иногда бывает дурное самочувствие. Длительность последействия – 2 – 4 часа.

Моральных принципов для наркомана не существует. Он делает то, что хочет, не считаясь с окружающими. Ради дозы, особенно в период «ломки», готов на всё.

Развитие у подростков абстинентного синдрома.

Стёртая абстиненция на первой стадии наркомании.

Первая стадия в подростковом возрасте встречается чаще, чем вторая. Её основным симптомом является психическая зависимость, поэтому абстиненция на этой стадии проявляется, прежде всего, неудержимым влечением к наркотику. Она возникает сразу же, как только была пропущена очередная инъекция. Устремляются на поиски наркотиков, готовы раздобыть её любым путём, однако серьезных правонарушений ещё избегают, если только ранее уже не были к ним склонны.

Когда на протяжении суток получить наркотик не удаётся, то развивается депрессивно-дисфорическое состояние. Аффективные нарушения во время абстиненции особенно выражены в подростковом возрасте. Подростки напряжены, озлоблены, склонны к бурным аффективным вспышкам по малейшему поводу и без видимой причины. Возникает необычная для данного подростка «истерическое поведение со страхом и паникой», но чаще с рыданиями, заламыванием рук, угрозами покончить с собой, или демонстративными суицидными попытками. Всё это служит для того, чтобы добиться от близких денег, которые будут истрачены на наркотик. Депрессия проявляется чувством безнадёжности, утратой жизненной перспективы, всё видится в мрачных красках. Характерна бессонница, аппетит резко снижен, но через недел9ю может оказаться повышенным до прожорливости. Нередко у курильщиков возникает отвращение к курению.

Вегетативные симптомы абстиненции выражены слабо. Можно наблюдать расширение зрачков, умеренную тахикардию, небольшое повышение артериального давления. Иногда возникают также симптомы, напоминающие (ОРЗ) – насморк, покраснение глазных яблок, слезотечение, лёгкое познабливание.

Если подростки знают, что наркомания у них распознана, то они нередко обнаруживают склонность к аггравации симптомов абстиненции и даже к стимуляции некоторых вегетативных расстройств, например, неукротимой рвоты. Зная, что одним из самых тягостных симптомов абстиненции являются мышечные боли, подростки начинают громко жаловаться на них, наглядно демонстрируя, как их «ломает». Следует заметить, что сильные мышечные боли обычно возникают при абстиненции на второй стадии наркомании, на фоне выраженных вегетативных нарушений.

Симуляция и аггравация у подростков служит для того, чтобы назначали побольше разных лекарств – не столько, чтобы ослабить тягостные проявления абстиненции, сколько, чтобы испытать их действие, тайком накопить и принять сразу большую дозу и попытаться найти среди них что-нибудь, напоминающее наркотик.

Если же подростки полагают, что наркомания у них не распознана, то они, наоборот, склонны диссимулировать явления абстиненции. Жалоб не предъявляют. Нерезко выраженные вегетативные нарушения стараются скрыть или приписывают какую-либо преходящему соматическому заболеванию, «простуде». Здесь преследуется цель возможно скорее быть выписанным из больницы, чтобы вернуться к наркотизации.

Продолжительность абстиненции на первой стадии наркомании составляет несколько дней.

Затем вегетативные нарушения полностью сглаживаются, сон и аппетит восстанавливаются, аффективные вспышки исчезают. Но влечение к наркотику сохраняется долго – оно довольно постоянно выражено в течение двух-трёх месяцев.

Одним из признаков сохраняющегося влечения могут служить сновидения. Подростку снятся ситуации, когда он собирается сделать себе вливание наркотика, но ему всегда что-то мешает и он его сделать не может. Подобные сновидения обычно скрывают от врача, будучи осведомлёнными, что они свидетельствуют о сохранившемся влечении.

На протяжении последующих месяцев возможны внезапные обострения заглохнувшего было влечения к наркотикам. Это может случиться, когда подросток снова окажется в компании наркоманов. Дело здесь не только в соблазне, даже в понуждении с их стороны, но и в действии условно-рефлекторных механизмов. Эти механизмы лежат в основе феномена, получившего название «контактный кайф».

Другими причинами обострения влечения могут быть стрессовая ситуация, невзгоды и неприятности, вызывающие потребность релаксации – желание забыться, уйти от трудностей, кажущихся непреодолимыми, и от переживаний, воспринимаемых как невыносимые. Соматические заболевания как провокаторы влечения на первой стадии наркомании менее значимы.

Выраженная абстиненция на второй стадии наркомании.

Неодолимое влечение к наркотику вспыхивает через 6-8 часов с момента последнего его введения. Вскоре за этим начинаются вегетативные нарушения. У подростков эти нарушения выражены достаточно ярко, в отличие от мышечных болей, которые бывают более умеренными, чем у взрослых.