Смекни!
smekni.com

Общая психология Маклаков А Г (стр. 135 из 178)

С позиции кибернетической науки живой организм рассматривается как мно­гоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Причем существу­ет несколько точек зрения на структуру биосистемы. По нашему мнению, наибо­лее перспективным является предположение о существовании механизмов управ­ления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми.

В настоящее время известны многочисленные попытки объяснить принципы деятельности механизмов управления и классифицировать функциональные со­стояния. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как ре­зультат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, ис­точником которой является ретикулярная формация, и специфической активно­сти, имеющей ряд локальных источников. Последние определяют уровень внима­ния и восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоций. Под специфической активностью понимается свойственная конкретной системе организма реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особое положение нервной системы как управляющей и обеспечивающей це­лостность всего организма определяется ее свойствами и особенностями, и в пер­вую очередь структурной целостностью мозга. Эта целостность проявляется прежде всего в способности мозговых структур при необходимости брать на себя функции поврежденных отделов. Другой важной особенностью центральной нервной системы является наличие жестко фиксированных и относительно неза­висимых от среды программ, обслуживающих биоритмы. Следующее свойство центральной нервной системы — ее доминантная природа, определяющая такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения. Наличие дан­ных свойств и позволяет рассматривать нервную систему в качестве физиологи­ческой основы механизмов регуляции.

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 447

В то же время, рассматривая функциональное состояние, в нем необходимо выделять две качественно различные стороны — субъективную и объективную. Подобное разделение обусловлено наличием следующих двух функций этого ди­намичного образования: обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Причем субъективная сто­рона отражается прежде всего в переживаниях субъекта и определяет особенно­сти формирования мотивированного поведения. В свою очередь, объективная сто­рона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуля­ции гомеостаза.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального со­стояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъектив­ные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы. Что собой представляет субъективная сторона функционального состояния у че­ловека?

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психиче­ские явления, которые относятся к личностным образованиям. Именно особенно­сти личности во многом определяют характер функционального состояния и яв­ляются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организ­ма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирова­ние состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окру­жающей действительности и собственной деятельности.

Можно предположить, что набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются суще­ственные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а также в закономерностях их взаимных переходов. Различия в отно­шении к происходящему являются причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга­низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных пережива­ний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Та­ким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уров­ней личности.

Понятие «функциональное состояние» как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятель­ности организма. В отечественной психологической литературе это понятие по­явилось сравнительно недавно и связано с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медве­дева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный комплекс

448 • Часть III. Психические состояния и их регуляция

характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обу­словливают выполнение деятельности, т. е. создают возможность деятельности».

Функциональное состояние непосредственно отражает особенности процесса адаптации. Так, Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс вза­имодействия в системе «человек—среда», протекающий на двух уровнях: физио­логическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек-среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма.

В свою очередь, отталкиваясь от философского определения данной катего­рии, в соответствии с которым функциональное состояние отражает специфиче­скую форму реализации бытия, фиксирующую момент устойчивости в измене­нии, развитии и движении материальных объектов при определенных условиях, Л. Г. Дикая полагает, что функциональное состояние есть результат взаимодей­ствия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизио­логического состояния. В то же время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодей­ствий, результатом которых является переход из одного состояния в другое.

Как мы видим, единого определения функционального состояния, как и пси­хического состояния, нет, хотя в приведенных выше определениях подчеркивает­ся взаимосвязь функционального состояния и процесса адаптации. Поскольку нет единого определения функционального состояния, то нет и единой классифика­ции функциональных состояний. Тем не менее целесообразно рассмотреть состо­яния организма и личности, выделяемые различными исследователями в качестве основных и наиболее общих.

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют не­сколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных ме­ханизмов, систем и органов.

Прежде всего, это релаксация — состояние успокоения, расслабления и восста­новления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после силь­ных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизволь­ной и произвольной. Например, непроизвольное состояние расслабленности возникает при засыпании или при значительном физическом и психическом утом­лении. Произвольная релаксация возникает путем принятия спокойной позы, мысленного представления состояния, обычно соответствующего покою, расслаб­ления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок, направленных на сня­тие эмоционального перенапряжения, поскольку само по себе возникновение со­стояния релаксации приводит к нормализации эмоциональной сферы.

Релаксация как вид функционального состояния имеет ряд особенностей. Прежде всего для этого состояния характерна высокая программируемость и воз-

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449

можность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности. Данная особенность релаксации широко используется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии. Однако релаксация необходима не только при лечении различных рас­стройств, но и в повседневной жизни. Состояние релаксации необходимо для са­мопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормаль­ного функционирования всех систем организма. Релаксация также необходима для перехода ко сну.

Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфе­рах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоя­нии сна более выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осозна­ваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровож­дается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощуще­ниями.