Смекни!
smekni.com

Манипуляция сознанием на примере США (стр. 6 из 8)

Хотя в развлекательной продукции фабрик слова и образов представлены все мифы, на которые опирается манипуляция сознанием, всё же в мире сфабрикованных иллюзий преобладает один, главный миф: представление о том, что отдых и развлечения не имеют рыночной стоимости, не имеют точки зрения и существуют так сказать, вне социального процесса.

Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования итд - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Информационная индустрия, выдающая на-гора товары для отдыха и развлечения, отрицает в тоже время всякое воздействие своей продукции, за исключением возможно, минутного состояния отключённости и счастливой расслабленности.

Считается, что развлекательные программы совершенно не затрагивают важных, волнующих мир проблем, а всего лишь служат для заполнения часа потехи. На самом деле в каждом художественном произведении заложена какая-либо идеология. Художественные произведения могут влиять на формирование мнений людей значительно больше, чем документальная литература. Идеология корпоративной экономики пронизывает “чистую” развлекательную продукцию в Америке. Содержание и форма развлекательных сообщений специально создаются для пропаганды доминирующего институционального мировоззрения и поведения. “Массовые развлечения, - пишет Эрик Барноу, - в основном пропагандируют статус-кво”.

Далее анализируются три важных и представительных культурно - информационных института, отрицающих какую бы то ни было идеологическую направленность своей деятельности: “ТВ-гайд”, “Нэйшэнэл джиографик” и “Уолт Дисней продакшенз инкорпорейтед”.

20 ”ТВ-гайд” - “нейтральная” информация.

Главная задача “ТВ-гайда”, конечно после получения прибыли, состояла в том, чтобы информировать огромную аудиторию о программах, предлагаемых телевизионными каналами. Судя по всему, это обыкновенная информационная служба которую вряд ли можно назвать манипулятивной, если не принимать в расчёт функции коммерческого ТВ и задачи большинства коммерческих издательств.

Основная задача коммерческого ТВ - завоёвывать массовую аудиторию для рекламодателей. Различные программы выступают лишь в роли “заполнителей” между рекламными сообщениями.

Редактор телепрограммы ”Вераети” пишет: “Зритель не клиент, а лишь потребитель телевидения. Рекламодатель покупает его, как покупают стада рогатого скота, - по два доллара пятьдесят центов на тысячу оптом”.

Журнал помогает загонять аудиторию страны в телевизионные “загоны” и при этом заставляет его прочесть десятки страниц рекламного издания. Представляя определённое удобство для телезрителей “ТВ-гайд” оказывает “услугу”, которую многие американцы считают не только безвредной, но и полезной - “он не кому не делает вреда и нравится миллионам”. Но принимая коммерческое ТВ как естественный и нужный институт и используя собственную информационную службу для усиления авторитета коммерческого ТВ, “ТВ-гайд” превратился в соучастника небывалого обмана. Предлагаемые им услуги используются для манипулирования умами, а значит, служат инструментом порабощения сознания. Он также является придатком корпоративной экономики и наживается за счёт того же потребительства.

Обязанный корпоративной экономике за доходы от рекламы и бесплатное паблисити, “ТВ-гайд” полностью отдаёт должное своим благодетелям, выступая в роли рыночного инструмента и одновременно источника “нейтральной”, а на деле способствующей манипуляции информации.

Как по форме, так и по содержанию “ТВ-гайд” полностью повторяет обозреваемые им средство массовой информации, почти не высказывая по отношению к нему никаких критических замечаний. Прикрываясь информационной деятельностью, узаконивает то, в чём следовало бы усомниться. В любом случае - основное содержание журнала - поддержка существующей формы коммерческого ТВ.

При анализе содержания редакционного материала журнала исчезает даже намёк на нейтральность. И всё же отход журнала от объективности остаётся незаметным для большинства читателей.

Общественные радио и ТВ, которые вряд ли представляют угрозу коммерческим станциям, тем не менее, служат предметом нападок со стороны авторов телегида, считающего их “чрезвычайно левыми”, “идеологически предвзятыми”. В таком же духе требуют у западноевропейских телекомпаний отчёта за демонстрацию программ, критикующих “без должной меры” институты Америки.

И всё же это второстепенно по отношению к главной задаче журнала - воспеванию коммерческого ТВ. Постоянно и самозабвенно журнал служит типичным образцом фрагментации и потребительства, так успешно содействующих манипуляции сознанием в условиях корпоративной экономики.

21 ”Нейшнл джиографик”: география без идеологии.

Журнал издаётся Национальным географическим обществом. Его история, его причастность к великим научным географическим исследованиям, его глубокое проникновение в школы, библиотеки и дома средних слоёв общества, а также его авторитет как источника объективной информации в области географии и культуры - превращают журнал в один из самых почитаемых и влиятельных просветительских институтов. С самого начала своего существования журнал утверждает, что он стоит за рамками социальных конфликтов и занимается рассмотрением исключительно явлений природы. Тем не менее, география вызывает интерес лишь тогда, когда в основе её лежат социальные факторы.

“Журнал возник в то время, когда испано-американская война и завоевание Запада американского континента впервые дали возможность американцам обратить взоры за океан. Это был период расцвета торговли, невинного (Sic!) империализма и общего оптимизма. Американцам не терпелось разделить (со старыми колониальными державами) “бремя белого человека”, несущего цивилизацию младшим коричневым братьям на Филиппинах и повсюду, куда звал их долг” - пишет Том Баклей.

Манипуляторы сознанием не замедлили прибрать к рукам “Нейшинал джиографик” прежде всего, в виду его особого и прочного просветительско-информационного положения, опорой которому служит притязание журнала на беспристрастность и независимость суждений. Это и есть модель для программирования сознания. Идеология насквозь пронизывает журнал. Как по форме, так и по содержанию “Джиографик” служит для осуществления политического управления. Ловко используя такие приёмы как комбинированная подача, скрытие и опущение информации, он навязывает читателям своё мировоззрение - “слепую веру в капиталистическую систему свободного предпринимательства”.

“Джиографик” изображает мир как собрание свободных от конфликтов, приятных для посещения достопримечательностей, где время от времени возникают незначительные “беспорядки”. “Беспорядками” журнал называет массовые социальные волнения, классовые конфликты и национально-освободительную борьбу. Журнал отображает мир, который сложился до начала первой мировой войны, когда горстка западных государств распоряжалась ресурсами и народами планеты. За редким исключением статьи журнала не содержат ностальгических воспоминаний о старых порядках, которые в ряде случаев сохраняются до сих пор. “Джиографик” отрицает или игнорирует существование основанных на эксплуатации общественных отношений как внутри государств, так и между ними.

Склонность “Нейшнл джиографик” к националистическим представлениям и милитаризму прошлого образца очевидна. Редко какой номер журнала выходит без фотографии с изображением государственного флага США. Журнал осыпает щедрыми похвалами военно-морской флот США, хозяйничающий в водах мирового океана: “Одна из самых мощных ударных сил в мировой истории оказывает США неоценимую услугу, служа проводником политики доброй воли на Востоке... Авианосец служит опорой нашего могущества в Тихом океане”. “Для сохранения мира необходимо постоянно поддерживать высокую боевую готовность. На протяжении всей истории контроль над морями определял судьбу государств. Это правило действует и сегодня. И надо сказать, что контроль этот находится в надёжных руках - в руках всемирного военно-морского флота США”.

Остаётся лишь сожалеть, что для большинства американцев знакомство с географией начинается и заканчивается с “Нейшнл джиографик”. Могут ли они с его помощью понять и поставить себя на место “неимущих”, веками борющихся за освобождение от колониального и внутреннего угнетения. Бакли писал в 1970 году: “Читатель, полагающийся исключительно на “Джиографик” получит такое же представление об окружающем мире, какое имела Мария-Антуанетта в своих апартаментах в Версале”.

22 ”Чистое” развлечение: корпорация “Уолт Дисней продакшенз”.

Империя развлечений Уолта Диснея - одно из крупнейших промышленных предприятий с торговым оборотом 329 000 000$ на 1972 год. Корпорация Диснея не является исключительно внутренним феноменом развлечения. Продукция компании заполонила международные СМИ. На 1966 год по всему миру 240 миллионов человек смотрели кинофильмы Диснея, 100 000 000 каждую неделю видели по ТВ его представления, 800 000 000 читали диснеевские книги и журналы, 50 000 000 слушали и танцевали под его музыкальные передачи и пластинки, 80 000 000 купили запатентованные его фирмами товары, 150 000 000 читали диснеевские странички юмора, 80 000 000 смотрели просветительские фильмы Диснея в школах, церкви, на работе и 6.7 000 000 посетили своеобразную Мекку развлечения - парк Диснейленд.

Империя Диснея занимается в основном сферой мысленных образов. Но в последнее время, с ростом компании, она стала заниматься недвижимым имуществом, строительством и управлением отелей, транспортом и связью. И всё же, информация - вот основной продукт империи. Развлечение есть просвещение, а просвещение есть идеология. Роберт Шайон писал: “Развлекательные программы дают аудитории ключ к тому, что считается ценным в обществе и как себя нужно вести. Они на самом деле представляют собой формы просвещения, внушения принципов.” Можно следующим образом сформулировать содержание диснеевских сообщений, передаваемых фильмами, комиксами, пластинками, рассказами, комплексами на открытом воздухе: созерцайте мир, в котором нет социальных конфликтов. В нём немало насилия. Есть и “дурные люди”, но это всего лишь отдельные люди, а не представители значимых социальных слоёв общества. Мир - это счастливое место, и средние слои американского общества полностью пользуются его благами.