Целью исследования явилось изучение особенностей поведения детей, страдающих ВСД, в процессе их социальной адаптации.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) разработать методику исследования психологических особенностей поведения у детей с ВСД;
2) изучить психологические особенности поведения детей с ВСД в ходе психолого-педагогического эксперимента;
4) сформулировать психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу и младшим подросткам.
В исследовании использовались следующие методики:
1. наблюдение за поведением детей с ВСД.
2. тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
3. методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов;
4. проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер.
5. тест “Уровень тревожности ребёнка”
Экспериментальной базой исследования выступили: МУЗ ГО «Городская больница № 1, Детское отделение» В исследовании приняли участие 13 младших подростка, находящихся на периодическом лечении в отделении – (6 мальчиков и 7 девочек) В исследовании участвовали родители 10.
Был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения психологических особенностей поведения детей с ВСД. Для установления доверительных отношений диагностическое исследование проводилось непосредственно с каждым испытуемым индивидуально. Диагностика одного испытуемого в среднем занимает 2,5-3 часа (по 25-30 минут в день).
Заметим, что еще С.Л. Рубинштейн указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, отмечая при этом, что психолог-исследователь должен не только изучать, но и, изучая, обучать и воспитывать.
Взаимодействие персонала больницы (врачей, воспитателя, психолога) и родителей происходит как на административном (в лице заведующего отделения), так и на межличностном уровнях. В рамках своих обязанностей персонал отделения обеспечивает подростков медицинской помощью, педагогическим и психологическим сопровождением. Медицинский персонал следит за самочувствием пациентов, психическим состоянием, питанием. В функциональные обязанности воспитателя включено проведение педагогических мероприятий (игры, беседы, прогулки, утренники и т.п.), создание морально-этического климата в палатах. Психолог выявляет группу риска, проводит профилактические и коррекционные занятия с детьми. Эти задачи реализуются в межличностных взаимоотношениях персонала отделения, родителей и подростка. Именно в межличностных контактах значимых взрослых по поводу подростка происходит согласование единой позиции по воспитанию и развитию подростка в стационаре. Психолог отделения является посредником между актуальными потребностями личности подростка и значимыми взрослыми, он способствует повышению психологической компетентности медицинского персонала, учителей, воспитателя и родителей.
Для этого им проводятся просветительские беседы, лекции с медицинским персоналом и воспитателем, индивидуальные консультации родителей. Стимуляция личностной активности родителей пациентов происходит с помощью психологической газеты, которую создают сами подростки при поддержке взрослых. Данные мероприятия позволяют не только повысить общий психологический уровень взрослых, но и косвенно воспитать их конгруэнтное отношение к подростку. Безусловное принятие индивидуальности подростков всеми значимыми взрослыми, доверительные взаимоотношения (включая информированность ребенка о его состоянии и целях процедур), стимуляция активности и ответственности подростков за свое выздоровление, являются важнейшими условием развития самоотношения.
Психологическая работа с подростками охватывает следующую проблематику: проведение функционального поведенческого анализа; снятие или уменьшение симптоматики; развитие понимания клиентом своего расстройства; изменение его представления о себе; восстановление эмоционального равновесия; выявление у больного ребенка и его семьи защитных факторов и ресурсов к самоизлечению; усиление копинг-механизмов; корректирование дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; расширение временных перспектив; развитие компетентности в социальном функционировании; восстановление прежнего уровня функционирования и др.
Наблюдение за поведением детей с ВСД.
В результате проведенных наблюдений и выявлению психологических особенностей поведения детей с ВСД сделаны следующие выводы:
Дети с диагнозом ВСД отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Дети с ВСД отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в больнице, вдруг с мамой что-нибудь случится.
Дети с ВСД нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Дети с СВД имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
У них могут быть психоневрологические проявления – слабость, вялость, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость при небольшой нагрузке, плаксивость, раздражительность, головные боли, головокружения, повышенная чувствительность к смене погоды, нарушения цикла сон-бодрствование, беспокойство, вздрагивания во сне. Характерно снижение эмоционального тонуса, нарушение терморегуляции по типу субфебрилитета, обморочные состояния; боли в животе, дискинезия желчевыводящих путей и кишечника; дисфункция сердечно-сосудистой системы - боли в области сердца, нарушение ритма, функциональные шумы в сердце.
Многочисленные симптоматические проявления при ВСД, в большинстве случаев содержат негативный психоэмоциональный субстрат, который на протяжении длительного течения заболевания приводит к формированию реакций психосоматического типа. Они органично вписываются в симптоматику ВСД, чем затрудняют диагностику и лечение вегетососудистой дистонии, формируют стёртую картину заболевания. Особенно, если само заболевание дает пациенту вторичную выгоду от болезни: освобождение от учебных нагрузок, снижение требований со стороны родителей, окружение заботой и вниманием, трепетное отношение к незначительным жалобам.
Это один из наиболее часто встречающихся вариантов вторичной выгоды, характерный для детей. Он типичен, для часто болеющих детей, детей тревожных и гиперопекающих родителей, подростков - нежелающих взрослеть и принимать на себя ответственность за поступки. Следующий вариант - это реакции, проходящие по конверсионному типу.
К ним относятся: часто подавляемые негативные эмоции, хронические психотравмирующие ситуации, приводящие к тяжёлым переживаниям, сниженному фону настроения, раздражительности, эмоциональной возбудимости. В данном случае, защитные механизмы психики срабатывают, вытесняя переживания, как бы не реагируя на них (игнорируя). Но постоянно нарастающее нервно-психическое напряжение "бьет" по самым слабым местам организма. Такой тип реакций можно наблюдать у детей, которые долгое время находятся в неблагоприятной семейной обстановке (ссоры между родителями, неправильное семейное воспитание), психотравмирующей школьной среде; у воспитанников детского дома, школ-интернатов. Таким образом, необходимо своевременно диагностировать взаимосвязь симптоматических проявлений ВСД с психическим субстратом заболевания, разграничивать механизмы их формирования с целью адекватного лечения.
По данным научных исследований - 80% пациентов с проявлениями ВСД нуждаются в психологической коррекции и психотерапии, остальные 20% - в поддерживающей и консультативной помощи. Это обусловлено особенностями течения заболевания - подавляющими позитивный эмоциональный фон, изменяющими психологический статус пациента и личностные особенности.
В зависимости от типа ВСД, психики, нервной системы пациента, формируются стойкие психосоматические реакции, стереотипы поведения и личностные черты. С другой стороны, отмечено, что личностный фактор, играет одну из главных ролей в развитии и течении вегетативной дисфункции.
Сангвиники (лица с уравновешенным типом нервной системы), являются наиболее устойчивыми к возникновению вегетативной дисфункции. Они менее всего подвержены стрессам, легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают.
Холерики и меланхолики - наиболее уязвимы в развитии ВСД. Им необходимо правильно реагировать на стрессовые ситуации, избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок. Значительную помощь оказывает аутотренинг, методы релаксации, психотренинг, разрешение психологических проблем. Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой - нормализация отношений в семье, снятие психологического напряжения. Иначе выглядит психокоррекция в работе с маленькими детьми. В раннем возрасте, ребёнок подвержен воздействию окружения на его развивающуюся психику и нервную систему. Прежде всего - это влияние матери, отца и лиц, осуществляющих уход за ребенком. В процессе роста и развития ребенка, происходит взаимодействие врожденных, приобретенных и социальных факторов развития заболевания. В зависимости от наиболее значимого фактора развития заболевания и симптоматических проявлений, определяются методы психологической помощи ребенку, проводится консультирование родителей.