Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
Рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
По итогам проведения методики выяснилось что 60% детей имеют высокий уровень тревожности, средний уровень 30% и низкий уровень 10% испытуемых.
По качественному анализу (см приложение №1) можно сказать что Марта В имеет высокий уровень тревожности так как в основном она выбирала изображение грустного лица, особенно где в рисунке где мать делает выговор ребенку, и где ребенок один без родителей, значит у нее есть проблемы в общении с родителями. Дарья Б имеет средний уровень тревожности.
Следующая проведенная нами методика называется: « Несуществующее животное»
Цель: Исследование личности качеств ребенка.
Каждому ребенку предлагалась следующая инструкция: « Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни.
Во время прведения исследования каждому ребенку предлагались лист белой бумаги и цветные карандаши. В процессе рисования детям задавались вопросы: Как зовут животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?
Аспекты анализа рисунка разделлились на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом – настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.
На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Положение в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную конотацию по оппозициям “пассивность - деятельность”, “внутреннее – внешнее, “прошлое - будущее”. Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.
Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.
К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.
Б) Графологические аспекты интерпретации.
К первому аспекту относится анализ линии.
Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.
Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.
«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.
«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо – хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, клювы, зубы.
Проведя данную методику мы можем выявить увидеть такую картину:
Аня. О назвала свое животное зодиак можно сказать что у нее есть небольшая агрессивность так как в рисунке животного есть заостренные уши( см приложение2) на спине имеются шипы это тоже говорит о агрессивности. Положение рисунка идет вверх это говорит о том, что девочка стремитьтся найти эмоциональный контакт в своем окружении.
Анализируя рисунок несуществующего животного Влада Г можно сказать о том что у него присутствует высокая степень тревожности и неуверенности в себе так как рисунок уходит в левый край бумаги, рисунок маленький, неврачный, свой рисунок мальчик никак не назвал.
Марта В изобразила свой рисунок по середине листа, что говорит о высокой самооцнке.
Анна. О назвала свой рисунок зверь, можно сказать что у нее есть высокая степень тревожности, он находиться в нижней части листа и зачеркнут.
Подведя итоги по проведенным методикам « Несуществующее животное» и « Выбери лицо» можно сказать что высокая степень тревожности наблюдается у одних и тех же детей.
Следующая методика которая проводилась с детьми это методика « Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования:
определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование :
нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования ;
Методика проводилась индивидуально. Процедура исследования представляла собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди(мама, воспитатель) и он сам.
Проведение теста :
Ребёнку давался листок с нарисованной на нём лестницей и объяснялось значение ступенек. Прослеживалось, правильно ли понял ребёнок объяснение. Ответы записывались.
Имя ребнка | Как сам себя оценил | мама | воспитатель |
Арина. М | верхняя ступень | верхняя ступень | низкая ступень |
Ленара. Н | верхняя ступень | средняя ступень | средняя ступень |
Андрей. Л | средняя ступень | средняя ступень | средняя ступень |
Дарья. Б | низкая ступень | низкая ступень | средняя ступень |
Влад. Г | средняя ступень | средняя ступень | высокая ступень |
Настя. П | низкая ступень | Низкая ступень | средняя ступень |
Настя. Н | средняя ступень | средняя ступень | средняя ступень |
Кирилл. К | низкая ступень | низкая ступень | низкая ступень |
Влад. Г | высокая ступень | средняя ступень | средняя ступень |
Анна. О | очень низкая | низкая ступень | низкая ступень |
Анна. Г | Высокая ступень | низкая ступень | средняя ступень |
Всеволод.В | высокая ступень | высокая ступень | средняя ступень |
Георгий. Е | средняя ступень | средняя ступень | средняя ступень |
Максим. А | средняя ступень | низкая ступень | низкая |
По итогам проведения методики лесенка мы получили следующие результаты: 25% детей имеют высокую самооценку,30% среднюю и 45% дошкольников имеют заниженную самооценку.
По итогам этой методики так же можно еще сказать что такие дети как Кирилл. К и Анна О имеют заниженную самооценку, это может быть связано с тем что родители и воспитатели их редко хвалят, возможно слишком сильное авторитарное влияние с их стороны. Настя Н имеет среднюю самооценку, но немного недооценивает себя, возможно из-за того что ее плохо воспринимают в группе.