13. Нанофизиология – психология – секреция и т.д.
14. Исследование корреляции между психическими процессами (мышлением и т.п.) с нанопроцессами, влияющими на психические процессы.
15. Сила мысли и её отражение в нанопроцессах.
16. Код духовности.
17. Создание мозговой наносреды, изменяющей психические процессы.
18. Синергетика и самоорганизация (постмодернистические проекты)
19. В настоящее время существует пропасть между наноструктурными исследованиями и психическими процессами, так как до сих пор пока слабо изучены молекулярные механизмы мышления и памяти А может быть лучше искать пусковые, кульминационные, бифуркационные, синергетические механизмы в мозгу, которые определяют психические процессы.
20. Нонопсихология - наука, изучающая корреляции между наноструктурными преобразованиями и психическими.
21. Нанопсихология – это моделирование на психопатию. Можно математически моделировать психопатию.
22. Нанопсихология – как наука об очень тонких психофизиологические переключениях работы головного мозга. Нанопсихология может стать одним из современных психологических методов (в психологии). Как метод меченных атомов.
23. Нанопсихология как наука о создании искусственных нейросетей, имитирующих естественные (синтез сетки, как в сетчатых полимерах)
24. Замена некоторых частей мозга ДНК-вычислителями (см. нанобиология)
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ ОБ УМЕРШИХ
На данные философско-психологические размышления нас натолкнули некоторые высказывания наших соотечественников: "Я вижу неухоженные могилы, которые погребаются под слоем новых могил. Неужели люди потеряли память?", "Часто великие люди живут и умирают в нищете, а "криминалы" даже после смерти сохраняют тщеславие, которое выражено в суперсклепах", "Почему люди на склоне лет становятся похожими на детей, даже говорят - что стар, что млад?" и т. д.
В психологии есть такое понятие - "субъектная представленность". Мы существуем тогда, когда представлены в других, когда о нас знают. То есть, как утверждают экзистенциалисты (existence - сущность), мы живем, пока нужны. И если это отсутствует, то человек оказывается в психологическом вакууме и решается на суицид... Как-то ученые пошли на такой эксперимент: создали человеку физический вакуум, поместив его в закрытое темное помещение и лишив возможности видеть, слышать, обонять, ощущать. После критического времени у здорового индивида начались сбои в организме и нервные приступы...
Насколько человек был необходим другим людям, показывает время, в течение которого его помнят после ухода из жизни.
Жизнь после жизни - это и есть память. Люди научились различным формам памяти: ритуалам, обычаям и пр. Научились создавать постаменты, памятники. Научились ухаживать за могилами и таким образом общаться с теми, о ком хотят помнить. Однако в сегодняшнем мире уже ощущается острый кризис памяти. Связано это с тем, что человечество стало более прагматичным и менее мистичным, а мышление людей - более казенным.
Память приобрела более синтетическую форму: вместо "теплых" крестов на кладбищах появился "холодный" мрамор, простые деревянные гробы вытесняют навороченные "футляры" из замысловатых материалов. На дворе эпоха постмодерна... и всяческих симулякров. Похороны порой выливаются в показные шествия, а склепы или надгробия оцениваются в тысячи долларов. Но все это - не от души. Так, - дань моде, выражение тщеславия. Между тем потраченные на такую дорогостоящую "память" деньги вовсе не гарантируют покойнику, что о нем будут помнить долгие годы.
Согласно нашим социологическим исследованиям, лишь 9% опрошенных знают своих прародителей по имени и отчеству, ведают об их роде деятельности. Лишь в 2% случаев у горожан имеются семейные реликвии или фотографии, дошедшие до третьего поколения.
В лучшем случае человека помнят 200 лет после его смерти, в среднем - полвека. На вопрос "Как долго будут помнить Вас?" 85% опрошенных реагировали весьма оптимистично: мол, есть достойные потомки, способные через века пронести память о них. Но если любого из этих 85% спросить о том, как звали его прапра... (достаточно пару "пра"), то многие затруднятся дать ответ...
Отсутствие памяти о своих предках современники объясняют тем, что нечем было ее зафиксировать: не было компьютеров, фотоаппаратов, "видиков". Поэтому на первый взгляд кажется, что нынешнее поколение имеет "технические возможности" помнить своих предков несколько дольше. Однако постмодернисты уже давно говорят о смерти автора, симулякрах памяти и т. п. - дескать, кто нас будет помнить в этой "информационной помойке, наполненной анонимным мусором" (Интернета и т.п.). И у нас нет оснований для того, чтобы им не верить.
...В чем разрушительная сила отсутствия памяти о своих предшественниках? Согласно экзистенциальной философии, человеку должно быть присуще чувство ответственности, причем двухуровневой: конкретная ответственность - за других людей (ребенка, родителей) и экзистенциальная - за себя как промежуточное звено между прошлым и будущим (за свою династию, за свое поколение, за свое место в бытии).
Память - это и есть экзистенциальная ответственность. Пока есть память, мы ощущаем себя звеном между прошлым и будущим. Отсюда вытекает и смысл жизни. Причем, также двух уровней: жизнь человека имеет конкретный смысл (он молод, здоров, энергичен), но есть и более глубокий смысл - человек жив, потому что он чувствует ответственность. Другими словами, пока есть память, есть и смысл у жизни. Отсутствие же памяти ведет к неврозам и страху смерти.
89% опрошенных поставили собственную смерть на первое место. Последующие пункты распределились таким образом: дети, родители, Бог, счастье, жизнь, карьера, семья и т. д. Как говорится, комментарии излишни...
Мы живем в эпоху "информационного мусора". Любой индивид может широко растиражировать свои мысли. И фильтрами, способными отсеять суррогат, являются история, память. То, что оседает в памяти, - есть истина, а что отсеивается - мусор. Запоминаются не только радостные события, но и те, которые нанесли человеку сильные раны, причинили страдания (помним как урок).
Между тем сегодня в средствах массовой информации ветеранам Великой Отечественной войны (павшим и живым) адресованы абсолютно бессмысленные, мертвые лингвистические блоки. То, что они пережили, словами передать невозможно. Пожалуй, только музыка еще как-то приближается к участникам войны, а все остальное вызывает в них непонятное чувство, которое также нельзя передать словами.
День Победы для многих из них - день воспоминаний нелепых, абсурдных, страшных и деструктивных чувств, которые породили в них нежелание жить и разочарование в жизни и людях. Война им показала, что человеческая жизнь - ничто. И после всего этого надо как-то найти смысл в жизни, верить в красоту и остаться Человеком. Лишь немногие таковыми остались. Война делает из человека личность опасную не только для общества, но и для себя. Именно в этом причина пьянства и самоубийства многих участников войны. Об этом в нашей застойной стране как-то не принято было говорить. Между тем День Победы - это день напоминания о деструктивности людей и всего человечества.
...Мы говорили о памяти, по сути, после смерти. Но сегодня имеются определенные исследования генетиков, биологов и других специалистов, которые говорят о памяти первого порядка, т. е. о человеке еще до его рождения. В снах, гипнотических состояниях 94% опрошенных видят события, которые происходили не с ними, но с их материей.
По суждениям некоторых философов и психологов, память - это небытие второго порядка, т. е. жизнь после смерти. Что же тогда является небытием первого порядка?.. В этом понятии больше субъективной формы в виде будущего того, кто пока находится в небытии. Допустим, у вас пока нет ребенка, но вы мечтаете о нем, представляете, каким он будет, по сути, моделируете его. И у 50% людей представленный образ совпадает затем с истинной картиной.
Не будем вдаваться в различные концепции существования этих двух нечто. Интересно другое - доказательство их симметричности...
Мы разработали следующую теорию. Принимаем за полюса небытие до рождения и небытие - после. То, что находится между ними - жизнь. Есть переходные периоды между небытием первого порядка и жизнью (детство), а также жизнью и небытием второго порядка (старость). И если существует симметрия между этими периодами (ребенком и стариком), то можно говорить и о симметрии между двумя нечто.
Например, людей преклонного возраста тянет к земле (с удовольствием работают на садовых участках), детей - аналогично (играют в песочницах, копают и пр.). Старики, как и дети, находят интересное в малом, часами занимаясь примитивными операциями и радуясь каждому прожитому дню. Время для тех и других течет медленно. Если ребенок играет в игрушки, то и старик "играет" с некоторыми бытовыми или коллекционируемыми вещицами.
И старые люди, и малыши капризны, мудры ("устами младенца глаголет истина"), верят в Бога, мифы, сказки. И те, и другие любят бывать на природе, много спят. Если старики похожи на себя в грудном возрасте, то и внешний облик новорожденного - кожа, сморщенное лицо, лысая голова - схож со старческим. У старых и малых отсутствует влечение к противоположному полу, зато присутствуют плохое зрение, невнятная речь, неумение пережевывать твердую пищу, отправление физиологической нужды в постель.
Галлюцинации, видение "того света", ангелов или чертей (в зависимости от своей "греховности") характерны для старцев, особенно перед смертью. Американские ученые доказали, что малыши живут с синестезией (умением видеть мир нетрадиционными формами восприятия: слушать цвет, нюхать музыку, т. е. определенные анализаторы меняются ролями).