Нередки случаи, когда домочадцы знают, что жена или дочь занимается проституцией, но закрывают на это глаза, поскольку женщины таким образом содержат семью.
Основная философия “ночных бабочек” - цель оправдывает средства: вот я сейчас отработаю, сделаю себе задел, а после все окупится. Главное - чтобы тело выдержало. Но разрушенную духовность заново не построить. И проституированное нутро сохраняется на всю жизнь. Большинство мужчин, узнав о прошлом своих возлюбленных, бросают их.
Если раньше “жрицы любви” считались изгоями общества, то сейчас отмечается любопытный феномен - скрытая зависть женщин, которые не могут продавать свое тело, к проституткам.
В моде виртуальная проституция по Интернету. Многие женщины, будучи замужем, по ночам выходят на Интернет-панель пособлазнять сотни своих поклонников. Недавно у меня был на приёме мужчина, который не мог понять как относиться к этим.. виртуальным близостям супруги. Что тут сказать?...
ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ
Однако расхожее мнение о том, что при громадном многообразии психологических исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится учеными, - всего лишь заблуждение: почитайте знаменитого французского психолога Жана Бодрийара. Он, к слову, блистательно показал, что все больше и больше мы платим не за свойства товара, а его «внешнюю оболочку», которую назойливо подсовывает нам реклама и СМИ. И обыватель радостно отдает свои кровные за пресловутый престиж. То есть мы «проваливаемся» в мир знаков и платим именно за них.
Однако соглашусь, психология денег, действительно, мало разработанная проблема. А интересных тем здесь, конечно же, множество – деньги и интеллект, деньги и подсознание, деньги и память. Даже такой вроде бы понятный вопрос, как деньги и эмоции, оказывается исключительно многообразным при более тщательном рассмотрении. Все мы испытываем приятное чувство в день зарплаты. Здесь все мы одинаковы. Здесь все мы одинаковы. Но знаете ли вы, что некоторые люди относятся к деньгам, поистине как к магическим вещам. Они могут испытывать наслаждение от денег как таковых: посыпать ими голову, нюхать их, ласково поглаживать, открывая и закрывая дипломат, где хранится изрядная сумма.
Ко мне, как к психотерапевту, приходит немало пациентов, которые обвиняют во всех своих бедах деньги, причем жалуются не только на их отсутствие. Конечно, бывает, что проблема всего лишь в том, что человеку денег не хватает. Дать их ему, да просто накормить, и он вылечится. И нормальный сон вернется, и хороший аппетит восстановится, да и вообще жизнь наладится. Тестируешь такого «мнимого больного» и понимаешь: моя помощь тут не нужна, это не проблема психотерапии. И как бы ты ему под гипнозом не внушал, что он богат, все равно, выйдя из дверей кабинета, человек будет страдать от хронической нехватки денег. Хотя, в принципе, психологически можно так трансформировать сознание человека, что и эта проблема отойдет на задний план.
Но чаще случается наоборот. Проблема у пациента не денежная, а психологическая, хотя он уверен, что вылечится, как только у него исчезнут финансовые трудности. Увы, это далеко не так. Поэтому позволю себе процитировать один из «афоризмов» из моей не так давно увидевшей свет книги «Непредсказуемая психология. О чем молчал психотерапевт?»: «В большинстве случаев страсть личности к деньгам, это не борьба за деньги, это борьба личности сама с собой».
Беспокойство, суета, часто не имеющие никакого отношения к деньгам, навязчиво трактуются человеком как проблемы в финансовой сфере. «У меня плохая квартира, да денег нет - жалуется дама. – Если бы вселилась в новую, все беды бы кончились». Она покупает квартиру: есть жилье, да и денег на жизнь вполне хватает. Но пациентка все так же жалуется, что плохо спит, что ее трясет. От себя не убежишь, перед нами проблема личности, а не каких-то внешних отношений. Это иллюзия, что с помощью денег можно купить покой, умиротворение. Но в ней многие пребывают всю свою жизнь.
Кстати, зачастую и богатые люди живут тем же самым самообманом. Они думают, что когда-нибудь у них будет такая финансовая власть, что они будут самыми счастливыми и блаженными, и будут не ходить, а летать. Когда сталкиваюсь с таким состоятельным пациентом, применяю прием, который называется метод психодрамы. Это целое искусство. Просишь посетителя: «Давайте «проиграем» вашу мечту. Расскажите, что вы видите в мире ваших фантазий?» Рассказ не отличается оригинальностью: «Хожу, как мечтал Остап Бендер, в белых штанах по Рио-де-Жанейро. Живу в роскошном доме в окружении красивых женщин. Вокруг много солнца, воздуха, моря. В общем, просто рай, настроение такое, что душа поет». Тогда спрашиваю, а откуда возьмется такое прекрасное настроение, если человек так устроен, что хорошее настроение – это всегда награда за преодоление, за радостью стоит работа воли. А в этом вашем блаженстве, потоке всего и вся вам грозит эмоциональная пустота». Сначала пациент тебе не верят. Но когда эту ситуацию проигрываешь три-четыре дня подряд, видишь, что человека уже начинает трясти от такого изобилия всего и вся. И к нему возвращается объективный взгляд на мир, мираж рая рушится.
Но многие эту психотерапевтическую проблему решают сами, понимая, что рая не существует, что нужно черпать эмоции из сегодняшнего дня. И делают это весьма специфическим образом. Организуют для себя аттракцион «преодоление трудностей». И средством достижения цели выбирают рулетку, часто и русскую. В свое время у части «новых русских» (к такому выводу пришли многие психологи) появилась гигантская потребность проявить себя в пограничных ситуациях, буквально между жизнью и смертью.
Попробуй, отними у них этот риск, как они тут же потеряют смысл в жизни. Человек испытывает радость оттого, что просто выжил: «Ваську из соседнего банка расстреляли, а я жив хожу». И они не оперируют временными отрезками в десять, двадцать лет – год бы прожить. Вот какие откровения я выслушивал в своем кабинете. Кстати, такие пациенты чем-то похожи на пожилых людей. Те говорят: «Прожил год и, слава богу, а то думал, что концы отдам».
Коснусь и с родственных отношений, и всего деструктивного, что происходит между близкими людьми, когда их отношения строятся вокруг денег, и приведу пример из собственной практики. На прием старушку привела целая толпа родственников. Они с жаром рассказывали: «Продала бабка свою трехкомнатную квартиру, и на вырученные доллары собралась ехать в Париж. Дайте нам справку, что она психически больная и не в состоянии распоряжаться своими деньгами (оказывается, она их предусмотрительно куда-то спрятала). Поможете, мы Вас тоже не обидим».
Ситуация в общем тривиальная. Общаюсь со старушкой. Оказывается, как только она продала квартиру (и перед родственниками замаячили грустная перспектива расстаться и с квартирой бабушки, и с вырученными за нее деньгами), она тут же приобрела значимость для своих близких. Все они вдруг стали просто виться вокруг нее. Однако, несмотря на такое повышенное внимание, старушка подтвердила, что очень хочет купить путевку во Францию, а на оставшиеся деньги рассчитывает до конца своих дней счастливо жить в Париже в доме престарелых. Я попытался урезонить пациентку: «Вас же не примут в тамошний дом престарелых, вы же не гражданка Франции». «А я тогда с Эйфелевой башни спрыгну», - последовал ответ.
Такие мысли бабушке пришли оттого, что налицо психологическое отчуждение от родственников, отношения с которыми потеряли духовные человеческие начала. Отсюда у нее возникло ощущение жуткой пустоты. В чем-то я был на ее стороне и даже посетовал: «Вам нужно было обменять трехкомнатную на однокомнатную, а на деньги, которые бы вам бы доплатили, могли бы нормально жить, тратя их понемногу». Очень часто, как показывает мой опыт, квартиры, деньги остаются не детям, а тому, кто отнесся к старику, как к человеку. Правда, бабушка в ходе психологической консультации призналась, что и сама была не сахар, вот на закате жизни и получила такой «подарок».
Что ж, деньги – элемент, знаки грешной души.
Так, как в приведенном случае, происходит всегда, когда в основе взаимоотношений между родственниками лежат «мертвые структуры», в частности, такие, как деньги. И у человека не остается ничего, кроме инстинктов, примитивного потребительского отношения к жизни. Разрушительное действие таких отношений открывается сначала как бы извне. Во «внешнем» мире человек замечает, что происходит какая-то зоологизация людей. И потом он вдруг с испугом спрашивает себя: «А человек ли я сам? Наверное, нет. Я тоже просто сложная машина, основанная на механизмах, далеких от духовности». Следствием такого вывода мятущейся личности становится депрессия, ее постоянно гложет мысль: во мне нет искры божьей, делающей меня человеком.
Другая проблема, которой мне пришлось немало заниматься, связана с тем, что родственники завлекают друг друга в многоуровневую систему продаж, так называемый multi level. Это очень жестокая система, просто закабаляющая родственников, которые ведь «по определению» доверяют друг другу. Но в данном случае получается, что они…воруют друг у друга по средством этой системы. Знаете, сколько сейчас семей перессорилось из-за этих пирамид. Никогда не переводите ваши родственные отношения в финансовые!
Существует выражение «деньги к деньгам». И его следует признать верным. В психологии, как в квантовой механике, действует принцип неопределенности. Чем больше ты уделяешь внимания объекту, пытаясь его приблизить, тем далее он от тебя угодит. Чем больше будешь думать о деньгах, тем меньше шанс их получить. Когда бизнесмен печется о благосостоянии своей фирмы, о человеческих отношениях в коллективе, об ответственности перед работниками, прибыль растет. Все великие предприниматели становились богатыми именно на той волне, когда они показывали свое человеческое начало. Кстати, именно поэтому духовный бизнес является самым прибыльным.