Не менее важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние. Знать его феноменологию, выделять познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».
Основные теоретические подходы к исследованию причин агрессии могут быть обозначены как: а) психоаналитический, б) фрустрационный и в) бихевиористический. Во многих исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.
В первых двух подходах можно заметить проявление биологизаторского понимания агрессивности как врожденного инстинкта.
Сторонники поведенческого подхода, в отличие от психоаналитиков и этологов, опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода является Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки-акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую [33].
А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:
1) это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов;
2) это частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения). Постепенно вырабатывается тенденция к атаке, которая может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и непровоцирующих агрессию;
3) культурные и субкультурные нормы, усваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Но этот фактор частично перекрывается вторым фактором.
Рассматривая агрессию, А.Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как "характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными", он к переменным темперамента, которые влияют на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость [51].
Необходимо отметить, что большинство исследователей агрессии вычленяют ее различные формы и типы. Так, Арнольд Басс ввёл последовательно деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой - остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки [48].
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Но цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого.
Прямая физическая агрессия почти всегда приводит к объективным повреждениям или причинению боли, вербальная агрессия, будучи также болезненной и оскорбительной, реже влечет за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя.
Проявлениями вербальной агрессии можно считать:
- многочисленные отпоры;
- отрицательные отзывы и критические замечания;
- выражение отрицательных эмоций, например, недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти, когда эти высказывания служат для простого описания эмоционального состояния;
- высказывания мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы его убить", или "Возможно с ним когда-нибудь это и случится") или в форме проклятия;
- оскорбления;
- угрозы, принуждения и вымогательства;
- упреки и обвинения. Кроме того, и простой крик - без речи - часто носит агрессивный характер [10].
Вымышленные агрессии раскрываются или вербально, или в виде рисунков. Иногда на них указывают мимика и пантомимика. Но нельзя установить, сколько идей агрессивного содержания остаются «скрытой» фантазией. И А. Басс не исключает эту форму агрессивного поведения.
Также различают прямую и косвенную агрессии. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей, против представителей ее «круга». Можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.
Есть и другие формальные деления видов агрессий, например, на агрессию групповую и индивидуальную [33].
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, иногда желанием на ком-то или на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия); 2) как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [48].
Что касается агрессивного поведения, то это не прирождённая биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и нравственностью) [50].
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый период онтогенеза - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития [37].
При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не генетической предрасположенности, изначальной агрессивности, а выступает в большинстве случаев, как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими [37].
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослой же среде утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения [57].
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующих формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятие в определенных социальных группах. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности [48].
И.С. Кон отмечает: «Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки, жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот, что могу!»[28, c.240].
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.