Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 11 из 97)

Конечно, позднее Уотсон отказался от лишних хлопот с. со­знанием и призвал психологов больше заниматься данными стимулов и реакции. Это был шаг к позитивизму, но об этом Уотсон не думал. Действительно, поведение животного можно рассматривать как некий язык, говорящий о сознании, и точно так же можно лишить интроспекцию смысла, рассматривая ее просто как речевые движения. Конечно же, если «другой» Мак­са Майера может заниматься интроспекцией, то и животные мо­гут и занимались ею до того, как бихевиоризм объявил их со­знание чем-то несущественным.

39

Вербальный отчет

Отказ Уотсона в 1913 г. от педантичной и ненадежной интро­спекции, какой он ее видел, в пользу более позитивной психо­логии стимула и реакции был попыткой не столько создания бихевиоризма как новой психологии без сознания, сколько пе­реформулировки старой психологии в новых терминах [90]. Он предполагал, что мышление в образах можно заменить зарож­дающимся субвокальным движением. Чувства, думал он, мо­гут иметь эндокринную природу. Ассоциация, как уже показал Павлов, это обусловленность рефлекторных ответов, а не обя­зательно связь между представлениями. Формально Уотсон вы­вел интроспекцию из психологии, но более достоверные резуль­таты интроспекции, особенно в психофизике, оставил [91]. Итак, он был вынужден оставить интроспекцию в качестве вер­бального отчета. Выплеснул ли он с водой и ребенка? Являет­ся ли интроспекция чем-то большим, чем вербальный отчет?

Действительно, различие есть. Вербальный отчет, рассматри­ваемый как поведенческая реакция, может быть описан как физический процесс. В этом описании говорение и написание слов окажутся совершенно различными видами движений, ес­ли не будет показана их эквивалентность в экспериментальной ситуации. С другой стороны, вербальный отчет как интроспек­ция— это не реакция, а наблюдение и описание, а значит, ин­дикация объектов наблюдения в смысле значений использован­ных слов.

По-другому выразить то же самое можно с помощью двух формул:

1. Интроспективное наблюдение: Э ->- Н='С -»- факты сознания.

2. Бихевиористлческое наблюдение: Н=Э -* С ->- факты психологии.

Соответственно в первой формуле: в случае интроспективно­го наблюдения экспериментатор (Э) отмечает факты сознания, о которых сообщает наблюдатель (Н), являющийся их субъек­том (С). Во второй формуле: в случае бихевиористического наблюдения наблюдатель (Н), которым является эксперимен­татор (Э), наблюдает за поведением испытуемого (С), выделяя из него существенные для психологии факты. В классической интроспекции испытуемый является наблюдателем. На нем ле­жит ответственность за правильность описания данных созна­ния, потому он должен быть обучен в Лейпциге, Кориелле или еще где-либо, так как интроспекция — это нечто большее, чем просто переживание чего-либо.

Бихевиоризм1 сместил локус научной ответственности с наб­людающего испытуемого на экспериментатора, который и ста­новится наблюдателем за испытуемым. Это делает возможным психологическое наблюдение за неответственными и необучен-40

ными испытуемыми; животными, детьми, слабоумными, душев­нобольными, а также необученными нормальными взрослыми людьми. Таким образом, в психологию включаются ментальные тесты, так как они используют вербальные реакции наивных испытуемых. Включаются также и эксперименты на животных, потому что обыкновенно дискриминативпое поведение живот­ного является языком, который разработал и преподал живот­ному экспериментатор, чтобы оно могло сказать ему о своих способностях и умениях. Вправе ли мы будем сказать, что жи­вотное не осуществляет интроспекцию, так как не сообщает себе того, что сообщает зкспериментатору? Возможно. Однако важно попять то, что Уотсон, нападая на интроспекцию, был против не использования слов испытуемым, а против использо­вания слов только в том значении, в котором хотел эксперимен­татор.

Интроспекция как операция

Уотсон, заменяя интроспекцию на вербальный отчет, шел в позитивистском направлении. Своей высшей точки это дви­жение достигло позже с принятием операциональных определе­ний как дающих наиболее надежные описания психологических понятий. Операционализм — это скорее движение к большей точности в научном мышлении, но это не школа. Впервые аме­риканские психологи взяли эту современную форму старого позитивизма у физика П. У. Бриджмена, который использовал операционализм для объяснения теории относительности [14]. Позднее обнаружилось, что в то же самое время в Вене логи­ками развивался логический позитивизм, как потом было назва­но это движение [23. Р. 1—52]. Теперь стало ясно, что эти два движения были по сути одним и тем же. Роль истолкователя операционализмга для американских психологов взял на себя Стивене [74]. Бриджмен был доволен тем, что- операциональ­ное определение в конце концов возвращалось к опыту, но у психологов эта регрессия не работала. Для них сам опыт был понятием, нуждающимся в определении, потому что главной проблемой, разделяющей психологические школы, была пробле­ма доступности сознания научному: наблюдению [72; 73]. Боль­шое обсуждение этих вопросов в 30-х г. привело в результате к изменению статуса сознания: с (а) вместилища опыта, на котором основывалась эмпирическая наука, до (Ь) понятия, основанного на наблюдении и описываемого с помощью опера­ций наблюдения, которые делают данные сознания доступны­ми для науки. Это большое изменение по отношению к интро­спекции, которая не может лгать, так как обладание опытом равнозначно знанию о том, что он есть.

В настоящее время слово интроспекция выпало из обраще­ния. Сознание, или феноменальный опыт, или сенсорные дан­ные, или какой-нибудь другой эквивалентный мепталистский

41

термин говорит о психологическом конструкте, который получен путем заключения из наблюдений. Сходным понятием являет­ся промежуточная переменная, как, например, у Толмена, фено­менологического операщюиалнста, прямо усматривающего в своих данных целевые или родственные им образования. Вы действительно наблюдаете сознание или же промежуточную переменную? Наблюдаете ли вы силу тока, глядя на ампер­метр, или все, что вы видите, это просто шкала со стрелкой?

Итак, ответ на вопрос: «Что же сталось с интроспекцией?», кажется таков. Интроспекция как специальная техника ушла. Объект интроспекции, иногда называемый сознанием, иногда чем-нибудь еще — это конструкт как способность или промежу­точная переменная, или условная реакция, или любая из дру­гих «реальностей», из которых складывается общая психоло­гия. Современный эквивалент интроспекции 'присутствует в отчетах сенсорных данных в психофизике, в протоколах паци­ентов с психологическими трудностями, в феноменологических описаниях восприятия и других психологических событий, ко­торыми отличаются гештальтпсихологи, а также в значитель­ной мере в социальной 'психологии и психологической филосо­фии, где все еще бытует картезианский дуализм.

Бессознательное

Любое историческое исследование сознания и вопроса его доступности научному наблюдению, подобное этой статье, при­обретает смысл, если также затрагивает проблему 'бессозна­тельного. «А» определяется точно только по отношению к «не-А». Однако здесь было бы неуместно предпринимать рассмотре­ние всех средств, с помощью которых в науку было привнесено понятие о бессознательном. Все же мы можем посвятить один раздел перечислению наиболее важных областей исследования, которые внесли свой вклад в то, что сейчас мы называем пси­хологией, и при этом не применяем такого наблюдения, которое хотя бы приблизительно можно было бы назвать интроспек­цией.

Рефлекс почти с самого начала мыслился как бессознатель­ное, вероятно, из-за того, что мог протекать и при отсутствии головного мозга. Однако Пфлюгер придерживался мнения, что целенаправленность рефлекса говорит о его осознанности. Лот-це не соглашался с ним, но основывался ли он на интроспек­ции, когда говорил, что рефлекс не является осознанным? Ин­стинкт обычно противопоставлялся произвольным действиям и часто считался неосознаваемым. Но неосознанность обычно не включалась в определение инстинкта: его критериями были необучаемость и непроизвольность. Лёб (Loeb) определил тро­пизм как не относящийся к сознанию. Идеи в состоянии стрем­ления Горборта также были определены как неосознаваемые, как и негативные ощущения Фехпера. Хотя вюрцбургская шко-42

ла развивала систематическую интроспекцию, сейчас хорошо видно, что ее главная заслуга в открытии неосознаваемых тен­денций— детерминирующей тенденции, задачи и т. д. Фрейд сделал понятие бессознательного знакомым каждому, он же по­ложил начало развитию техник наблюдения, сменивших в настоящее время интроспекцию, однако в исследовании бессо­знательною (подавлении, вытеснении) интроспекция остава­лась частично, она обнаруживала факт подозрительного отсут­ствия в сознании идей, которые должны были там присутство­вать. Таким образом, динамическая психология продолжает придерживаться того основного положения, что нельзя дове­рять личным убеждениям (интроспекции) испытуемого при настоящей оценке его мотивов.

Во всех этих случаях сознание играло важную, но негатив­ную роль, нужно было его отсутствие, иногда это считалось весьма существенным признаком — такой подход был характе­рен для психологии, изначально строившейся на фундаменте дуализма. Действительно, только в дуализме сознание опреде­лено в строгом смысле.

Выводы

Теперь позвольте сказать автору, чго же, как он думает, сталось с интроспекцией.