Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 14 из 97)

В то же время (и это одно из самых важных следствий кон­цепции Аристотеля) регулярность или частность понимались полиостью в исторических терминах.

Полная свобода от исключений, «всегда», которое есть так­же и в последующих концепциях физической закономерности, здесь еще сохраняет свои первоначальные связи с частотой, с которой сходные случаи происходили в действительности, в историческом течении событий в обычном мире. Поясним это грубым примером: легкие предметы в обычных условиях до­вольно часто направляются вверх, тяжелые предметы обычно падают вниз. Пламя огня, во всяком случае в условиях, изве­стных Аристотелю, всегда идет вверх. И эти правила частоты с ограничениями на климат, способ существования и прочие факторы, знакомые Аристотелю, определяют природу и тенден­цию, приписываемую каждому классу объектов и приводят в данном примере к заключению, что пламя и легкие тела имеют тенденцию направляться вверх.

Теоретическая концепция Аристотеля имеет прямую связь с историко-географической структурой и напоминает, как и ценностные концепции, описанные выше, мышление первобыт­ных людей и детей.

Когда первобытный человек использует разные слова для обозначения акта «ходьбы» в зависимости от северного или южного направления, или от пола идущего, или от того, нужно ли идти в дом или из дома [5], он использует связь с истори­ческой ситуацией, которая очень похожа на мнимые абсолют­ные описания (вверх или вниз) Аристотеля, реальное значение которых представляет собой тип географической характеристи­ки, определение места по отношению к поверхности Земли.

Первоначальная связь понятий с «действительностью» в смысле данного историко-географического окружения, вероятно, самая важная черта физики Аристотеля. И от этого больше, чем от телеологии Аристотеля, зависит тот факт, что его фи­зика в основном ьмо'Т антропоморфный характер. И в отдель­ных частностях теории, и в проведении исследования видно, что еще не только не разведены физические и нормативные по-

52

нятия, но и формулировки проблем и концепций, которые мы сегодня бы различали, с одной стороны, как исторические, а с другой — как испсторические, систематические, запутанно пере­плетаются (аналогичная путаница существует на ранних ста­диях и других наук, например в экономике).

Из этих представлений получает новое направление также и установка аристотелевской физики по отношению к законо­мерности. До тех пор пока закономерность оставалась ограни­ченной такими процессами, которые регулярно повторялись од­ним и тем же образом, было видно не только то, что молодой науке не хватает мужества распространить принцип на все физические феномены, но н то, что концепция закономерности все еще имеет в основе историческое, временное значение. Ак­цент был поставлен не на общей валидности, которую совре­менные физики понимают под закономерностью, а на событиях в исторически данном мире, которые демонстрировали требуе­мую стабильность. Высочайшая степень закономерности поми­мо простой- частоты характеризовалась идеей постоянства, веч­ности. Таким образом, отрезок исторического времени, когда константность сохранялась, был расширен до бесконечности. Общая валидность закона не была еще ясно отделена от веч­ности процесса. Только постоянство или, по крайней мере, ча­стое повторение "было доказательством более чем единичной действительности. Даже здесь, в идее вечности, которая1 как будто бы переходит исторические границы, связь с непосредст­венной исторической действительностью остается очевидной, и эта связь была характерна для «эмпирических» концепций и метода Аристотеля.

Не только в физике, но и в других науках, например в эко­номике и биологии, можно ясно видеть, как па определенных, ранних стадиях тенденция к эмпиризму, к собиранию и упоря­дочиванию фактов несет в себе тенденцию к исторической кон­цептуальной структуре, чрезмерной переоценке исторического.

2. Физика Галилея

С точки зрения такого эмпиризма концептуальная структура галилеевской и постгалилеевской физики должна казаться странной и даже парадоксальной.

Как было отмечено выше, использование математического аппарата и стремление к точности хотя они и важны, но не мо­гут рассматриваться в качестве существенного различия между физикой Аристотеля и Галилея. Конечно, возможно перевести в математическую форму основное содержание, например, дина­мических идей физики Аристотеля. Понятно, что. развитие фи­зики могло использовать форму математического описания Аристотеля, как это в действительности имеет место в совре­менной психологии. Однако на самом деле отмечаются только следы таких тенденций, например в квазистатистичсских мето-

53

дах Ф. Бэкона, описанных выше. Но главное развитие пошло в другом направлении и в большей степени касалось измене­ния содержания, чем изменения форады

Те же самые рассуждения применимы и к точности новой физики. Нельзя забывать, что во времена Галилея не было та­ких часов, какие есть сейчас. Такие часы стали возможны бла­годаря знанию о движущих силах, установленных в работах Галилея [9]. Даже измерительные методы, используемые Фа-радеем в ранних исследованиях электричества, показывают, какую малую точность, в современном понимании точности до такого-то десятичного знака, использовали в критические ста­дии развития физики.

Действительные источники тенденции к квантнфикацип ле­жат глубже, а именно в новом представлении физиков о при­роде физического мира, в распространении требований физики на нее саму, в задаче понимания мира и в возросшей вере в возможность их выполнения. Это радикальные и далеко иду­щие изменения в фундаментальных идеях физики, а стремле­ние к определению количества — только одно из их проявлений.

а) Гомогенизация. Мировоззрение Бруно, Кеплера или Га­лилея определяется идеей исчерпывающего, всеохватывающего единства физического мира Один и тот же закон управляет движением звезд, падением камней и полетом птиц. Что каса­ется обоснованности закона, то эта гомогенизация физического мира лишает возможности деления физических объектов на устойчивые, абстрактно определенные классы, имеющие огром­ное значение для физики Аристотеля, где принадлежность к определенному классу рассматривалась как определяющая фи­зическую природу объекта.

Тесно связана с этим и утрата важности логических дихо­томий и концептуальных антитез. Их место заняли все более и более подвижные переменные благодаря градациям, которые уничтожили дихотомии с их характером антитез и представили в логической форме переходную стадию между концепцией классов и концепцией серий [1].

б) Генетические понятия. Уничтожение острых антитез не­подвижных классов ускорилось в силу «происходящего в то же время перехода к действительно функциональному способу мышления, к использованию генетически обусловленных кон­цепций. Для Аристотеля непосредственно воспринимаемое явле­ние, которое современная биология определяет как фенотип, было едва отличимо от свойств, которые определяют глубин­ные связи объектов. Например, того факта, что легкие тела относительно часто двигаются вверх, для него было достаточно, чтобы приписать им стремление вверх. С различением феноти­па от генотипа, или, в более общем виде, с различением описа­тельных теорий от генетически обусловленных [7] с ударением па последних, многие различия прежних классов потеряли свое 54

значение, Орбиты планет, свободное падение _камня, движение тела па наклонной .плоскости, колебания маятника, которые, если их классифицировать в соответствии с фенотипами, попа­ли бы в разные, даже противоположные классы, оказываются просто различными проявлениями одного и того же закона.

в) Конкретность. Возросшее внимание, к количеству, кото­рое, кажется, придало современной физике формальный и абстрактный характер, происходит не от какого-то стремления к логической формальности. Скорее повлияло стремление к полному описанию конкретной действительности даже в еди­ничных случаях, обстоятельство, которое следовало бы особен­но подчеркнуть в связи с современной 'психологией. Во всех разделах науки конкретный объект определяется не только с помощью качества, но как обладающий определенной силой или степенью каждого своего свойства. До тех лор 'пока важ­ными и умозрительно понятными считают только такие свой­ства объекта, которые есть у всей группы объектов, индивиду­альные различия в степени остаются без внимания, так как в абстрактно определенных классах эти различия более или ме­нее исчезают. С возрастанием стремления к пониманию дейст­вительных событий и конкретных случаев с необходимостью возросла важность описаний различий в степени, которые ха­рактеризуют индивидуальные случаи, и в конечном счете по­требовалась подлинная количественная детерминация.

Возросли и желание и возможность понять конкретные от­дельные случаи и понять их целиком, а это, вместе с идеями гомогенности физического мира и непрерывности свойств объ­ектов, дало главный импульс к усилению тенденции к кванти-фикации в физике.

г) Парадоксы нового эмпиризма. Стремление к максималь­но 'возможному контакту с действительностью, которое теперь обычно считается характерным и связанным с антиспекулятив­ным стремлением, привело к теоретическим структурам, диа­метрально противоположным аристотелевским, и, как это ни удивительно, включило в себя прямую антитезу его «эмпиризму».