Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 22 из 97)

Эта попытка объяснить процессы у животных по аналогии с человеческими сознательными процессами и vice versa: поме­щать сознание, каким оно известно у человека, в центральное положение по отношению ко всему поведению приводит к то­му, что мы оказываемся в ситуации, подобной той, которая су­ществовала в биологии во времена Дарвина. Обо всем учении Дарвина судили по тому значению, которое оно имеет для проб­лемы происхождения и развития человеческого рода. Предпри­нимались экспедиции с целью сбора материала, который позво­лил бы установить положение о том, что происхождение чело­века было совершенно естественным явлением, а не актом спе­циального творения. Тщательно отыскивались изменения и дан­ные о накоплении одних результатов отбора и уничтожении

82

других. Для этих и других дарвиновских механизмов были най­дены факторы достаточно сложные, чтобы объяснить происхож­дение и видовые различия человека. Весь богатый материал,, собранный в это время, рассматривался главным образом с той точки зрения, насколько он способствовал развитию концепции эволюции человека. Странно, что эта ситуация оставалась пре­обладающей в биологии многие годы. С того момента, когда в зоологии были предприняты экспериментальные исследования эволюционного характера, ситуация немедленно изменилась. Человек перестал быть центром системы отсчета. Я сомневаюсь, пытается ли какой-нибудь биолог-экспериментатор сегодня, если только он не занимается непосредственно проблемой происхож­дения человека, интерпретировать свои данные в терминах че­ловеческой эволюции или хотя бы ссылаться на нее в процессе своих рассуждений. Он собирает данные, изучая многие виды растений и животных, или пытается разработать законы наслед­ственности по отношению к отдельному виду, с которым он про­водил эксперименты. Конечно, он следит за прогрессом в облас­ти разработки проблем видовых различий у человека, но он рас­сматривает их как специальные проблемы, хотя и важные, но> все же такие, которыми он никогда не будет заниматься. Нель­зя также сказать, что вся его работа в целом направлена на проблемы эволюции человека, или что она может быть интер­претирована в терминах эволюции человека. Он не должен иг­норировать некоторые из своих фактов о наследственности, ка­сающиеся, например, окраски меха у мыши, только потому, в. самом деле, что они имеют мало отношения к вопросу о диф­ференциации человеческого рода на отдельные расы или к проб­леме происхождения человеческого рода от некоторого более примитивного вида.

В психологии до сих пор мы находимся на той стадии разви­тия, когда ощущаем необходимость разобраться в собранном материале. Мы как бы отметаем прочь без разбора все процес­сы, которые не имеют никакой ценности для психологии, когда говорим о них: «Это рефлекс», «Это чисто физиологический факт, который не имеет ничего общего с психологией». Нас (как психологов) не интересует получение данных о процессах при­способления, которые применяет животное как целое, мы не интересуемся нахождением того, как эти различные ответы ас­социируются и как они распадаются, чтобы разработать, таким образом, систематическую схему для предсказания ответа и контроля за ним в целом. Если только в наблюдаемых фактах не обнаруживалось характерных признаков сознания, мы не ис­пользовали их, и если наша аппаратура и методы не были пред­назначены для того, чтобы делать такие факты рельефными, к ним относились с некоторым пренебрежением. Я всегда вспоми­наю замечание одного выдающегося психолога, сделанное им во­время посещения лаборатории в Университете Джона Гойкинса, когда он знакомился с прибором, предназначенным для изуче-

83-

ния реакции животных на монохроматический свет. Он сказал: «И они называют это психологией!»

Я не хочу чрезмерно критиковать психологию. Убежден, что за весь период пятидесятилетнего существования как экспери­ментальной науки ей не удалось занять свое место в науке в ка­честве бесспорной естественной дисциплины. Психология, как о ней по большей части думают, по своим методам есть что-то, понятное лишь посвященным. Если вам не удалось повторить мои данные, то это не вследствие некоторых дефектов в исполь­зуемых приборах или в подаче стимула, но потому, что ваша интроспекция является недостаточно подготовленной2. Напад­кам подвергаются наблюдатели, а не экспериментальные уста­новки и условия. В физике и в химии в таких случаях ищут причину в условиях эксперимента: аппараты были недостаточно чувствительными, использовались нечистые вещества и т. п. В этих пауках более высокая техника позволяет вновь получить воспроизводимые результаты. Иначе в психологии. Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внима­нии, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувст­вование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспек­ция является ошибочной. Вам кажется слишком много: чувст­вование никогда не бывает ясным.

Кажется, пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить се­бя в заблуждение, думая, что психическое состояние можно сде­лать объектом наблюдения. Мы так запутались в спекулятив­ных вопросах об элементах ума, о природе содержаний созна­ния (например, безобразного мышления, установок и положе­ний сознания и т. п.), что я как ученый-экспериментатор чув­ствую, что есть что-то ложное в самих предпосылках и пробле­мах, которые из них вытекают. Нет полной уверенности в том, что мы все имеем в виду одно и то же, когда используем тер­мины, распространённые теперь в психологии. Возьмем, напри­мер, проблему ощущений. Ощущения определяются в терминах своих качеств. Один психолог устанавливает, что зрительные ощущения имеют следующие свойства: качество, протяженность, длительность и интенсивность. Другие добавляют к этому яс­ность, еще кто-то—'упорядоченность. Я сомневаюсь, может ли хоть один психолог соотнести то, что он понимает под ощущени­ем, с тем, что понимают под этим три других психолога, пред­ставляющие различные школы. Вернемся к вопросу о числе от­дельных ощущений. Существует много цветовых ощущений или только четыре: красное, зеленое, желтое и синее? К тому же желтый, хотя психологически и простой цвет, можно наблюдать

2 В этой связи я обращаю внимание на противоречие между сторонника­ми и противниками безобразного мышления. Типы реакций (сенсорная и мо­торная) также были предметом спора. Комшшкационный эксперимент был источником другой войны слов относительно точности интроспекции споря­щих сторон.

84

в результате смешения красного и зеленого спектральных лу-чсн па той же самой поверхности! Если, с другой стороны, мы скажем, что каждое значимое различие в спектре дает простое ощущение и что каждое значимое увеличение в данном цвете его белой части также дает простое ощущение, мы будем вынужде­ны признать, что число ощущений настолько велико, а условия для их получения так сложны, что пбнят-ие ощущения становит­ся невозможным. Титченер, который в своей стране вел муже­ственную борьбу за психологию, основанную на интроспекции, чувствовал, что эти различия во мнениях о числе ощущений и их качествах, об отношениях между ними и по многим другим вопросам, которые, по-видимому, являются фундаментальными для такого анализа, совершенно естественны при настоящем не­развитом состоянии психологии. Допущение о том, что разви­вающаяся наука полна нерешенных вопросов, означает, что только тот, кто принял систему, существующую в настоящее время, кто не жалея сил боролся за нее, может смело верить, что когда-нибудь настанет большее, чем теперь, единообразие в ответах, которые мы имеем на все эти вопросы. Я же думаю, что и через двести лет, если только интроспективный метод к тому времени не будет окончательно отброшен, психологи все еще не будут иметь единого мнения, отвечая, например, на та­кие вопросы: имеют ли звуковые ощущения качество протяжен­ности, приложимо ли качество интенсивности к цвету, имеются ли различия в «ткани» между образом и ощущением и др.? Та­кая же путаница существует и в отношении других психических процессов. Можно ли экспериментально исследовать образы? Существует ли глубокая связь между мыслительными процесса­ми и образами? Выработают ли психологи единое мнение о том, что такое чувствование? Одни утверждают, что чувствование сводится к установке, другие находят, что они являются группа­ми органических процессов ощущений, обладающих некоторой цельностью. Другая — и большая — группа ученых считает, что они являются новыми элементами, соотносимыми с ощущениями и занимающими положение, одинаковое с ощущениями.

Я веду спор не только с одной систематической и структур­ной психологией. Последние 15 лет мы наблюдали рост так на­зываемой функциональной психологии. Этот вид психологии осуждает использование элементов в статическом смысле струк­туралистов. При этом делается ударение на биологической зна­чимости процессов сознания вместо разведения состояний со­знания на интроспективно-изолированные элементы. Я сделал все возможное, чтобы понять различие между функциональной психологией и структурной психологией, но не только не достиг ясности, а еще больше запутался. Термины — ощущение, вос­приятие, аффект, эмоция, воля — используются как функциона­листами, так и структуралистами. Добавление к ним слова «процесс» (духовный акт как «целое» и подобные, часто встре­чающиеся термины) служит некоторым средством удалить труп