Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 29 из 97)

1. Ментализм против бихевиоризма

Менталист — это тот, кто признает, что «психика» является, по существу, потоком «внутренних событий». Человеческое су­щество, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними событиями». И хотя животные не могут «смот­реть внутрь» или во всяком случае не могут дать отчет о ре­зультатах любого такого «самонаблюдения», менталист предпо­лагает, что они также имеют «внутренние события». Задача зоо­психолога представляется менталистом как задача заключения о таких '«внутренних событиях» по внешнему поведению; зоо­психология сводится им к серии доказательств при помощи ана­логии.

Бихевиоризм выступает с противоположным тезисом. Для би­хевиориста «психические процессы» должны быть определены в терминах поведения, к которому они ведут. «Психические про­цессы» являются для бихевиориста лишь подразумеваемыми де­терминантами поведения, которые в конечном счете выводятся из поведения. И поведение, и его подразумеваемые детерминан­ты являются объективно определяемыми сущностями. Бихевио-

1 Большинство положений этой главы уже опубликовано в следующих статьях: Tolman E. С. A new formula for behaviorism//PsychoL Rev. 1922 V. 29; Он же. Behaviorism and purpose/7 J. Philos. 1925. V. 22; On же" A behavioristic theory of ideas//Psychol- Rev. 1926. V. Б.

107

рист утверждает, что в них нет ничего приватного, или «внут­реннего». Организм, человеческий и животный, является биоло­гической сущностью, включенной в окружающие условия. К этим окружающим условиям он должен приспособиться че­рез систему своих физиологических потребностей. Его «психи­ческие процессы» являются функционально определяемыми ас­пектами, детерминирующими приспособление. Для бихевиориста все вещи являются открытыми; для него психология животных служит психологии человека 2.

2. Бихевиоризм и бихевиоризм

Общая позиция, принятая в этой работе, бихевиористская, но это особый вариант бихевиоризма, ибо имеются различные ва­рианты бихевиоризма. Уотсон, архибихевиорист, предлагает один его вид. Ряд авторов, в частности Хольт, Перри, Сингер, де Лагуна, Хантер, Вейсс, Лешли и Форст, предложили другие, до некоторой степени различные варианты3. -Здесь не могут быть предприняты полный анализ и сравнение всех этих точек зрения. Мы представим только их некоторые отличительные черты как введение к пониманию нашего собственного вари­анта.

3. Уотсон: молекулярное определение

Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в тер­минах простой связи «стимул — реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-видимому, представляет себе в относительно не­посредственных физических и физиологических значениях. Так, в первом полном изложении своей концепции он писал: «Мы ис­пользуем термин «стимул» в психологии так, как он использу­ется в физиологии. Только в психологии мы должны несколько расширить употребление этого термина. В психологической ла­боратории, когда мы имеем дело с относительно простыми фак-

2 Очевидно, мы упростили точку зрения как менталиста, так и бихевио­риста. Несомненно, следует воздерживаться от любой попытки представить себе прогресс как слишком простой спор между «движениями» (ср • Murchi-son S, (ed.). Psychologies of 1930. Worcester, 1930. P. 115—127; Boring E. 0. Psychology for Eclektics//Psychologies of 1930. P. 115—127).

3 Мак-Дауголл [Dougall W. Me. Men or Robots // Psychologies of 1925. Worcester, 1926. P. 277) утверждал что он был первым, кто определил пси­хологию как исследование поведения: «Еще в 1905 г. я начал свою попыт­ку исправить это положение дел (т. е. неадекватность психологии «идей»), предложив определить психологию как науку о поведении, используя слово «позитивная» для того, чтобы отличить ее от этики, нормативной науки о поведении*. Ср. его же: «Мы можем определить психологию как позитив­ную науку о поведении живых существ» (Psychology, the study of behavi­or. N. Y., 1912. P. 19). Но честь (или позор) в возвышении этого определе­ния психологии до «изма» должна быть приписана Уотсону. Для более глу­бокого рассмотрения см.: Roback A. A. Behoviorism and psychology. Cam­bridge, 1925. P. 231—242 (там же библиография).

108

ами, laKiiMii, как влияние воли эфира различной длины, звуко-

пример, и социальном мире, мы говорим о ситуациях. Ситуация о помощью ангшпа распадается на сложную группу стимулов. Н качестве примера стимула можно назвать такие раздражите­ли, как пучок снега различной длины волны; звуковую волну раиичпон амплшуды п длины, фазы и их комбинации; частицы raia, подаваемые через такие небольшие отверстия, что они ока-шшпог но иене гнне и а оболочку носа; растворы, которые со­держа г чаепщы иещества такой величины, что приводят в ак-ипшоеп. икусоные почки; твердые объекты, которые воздейст-нукн на кожу и слизистую оболочку; лучистые стимулы, кото­рые могу г вы.чначь ответ па их температуру; вредные стимулы, нише, как режущие, колющие, ранящие ткань. Наконец, движе­ния мускулом и активность желез сами служат стимулами вследствие того воздействия, которое они оказывают на аффе-решиый нерв, закапчивающийся в мускуле.

Подобным образом мы используем в психологии термин «ре­акция», но опять мы должны расширить его использование. Движения, которые являются результатом удара по сухожилию или по lit)дотвс стопы, являются «простыми» реакциями, кото­рые щупаются н физиологии и медицине. Наше исследование в психологии также имеет дело с простыми реакциями такого ти­па, но чаще о рядом сложных реакций, происходящих одновре­менно 4.

11еоб,чодпмо отметить, однако, что наряду с этим определе­нием поведения и терминах строго физических или физиологи­ческих сокращений мускулов, которые в него входят, Уотсон был склонен соскальзывать па различные и иногда противоре­чишь1 почшшн. Так, например, в конце только что цитирован­ного о (рынка оп говорит: «В последнем случае (когда наше ис-едецокание п психологии имеет дело с несколькими различными реакциями, происходящими одновременно) мы иногда исполь-)уем популярный термин «акт» или приспособление, обозначая *л им чо, что целая группа реакций интегрируется таким обра­зом (инстинкт или навык), что индивид делает что-то, что мы шпынаом словами: «питается», «строит дом», «плавает», «пи­шет письмо», «разговаривает»б. Эти новые «интегрированные реакции», вероятно, имеют качества отличные от качеств фи­зиологических элементов, из которых они составлены. Действи­тельно, Уотсои сам, по-видимому, предполагает такую возмож­ность, когда замечает: «Для изучающего поведение вполне воз­можно полностью игнорировать симпатическую нервную систе-

4 Watson J. В. Psychology from the standpoint of a behaviorist. Phila­delphia, 1919. P. 10. » Op. cit. P. 11.

109

му и железы, а также гладкую мускулатуру и даже централь­ную нервную систему, чтобы написать исчерпывающее и точное исследование эмоций — их типы, их отношение к навыкам, их роль и т. п.» 6.

Это последнее утверждение, кажется, однако, противоречит первому. Ибо если, как он утверждал в предыдущей цитате, изучение поведения не касается ничего другого, кроме как «стимула, определяемого физически», и «сокращения мускула и секреции желез, описываемых физиологически», тогда, конечно, для изучения поведения будет невозможно не учитывать «сим­патическую нервную систему и железы, а также гладкую муску­латуру и даже центральную нервную систему, чтобы написать исчерпывающее и точное исследование эмоций».

Кроме того, в его совсем недавнем заявлении7 мы находим такие утверждения, как следующее: «Некоторые психологи, по-видимому, представляют, что бихевиорист интересуется только рассмотрением незначительных мускульных реакций. Ничего не может быть более далекого от истины. Давайте вновь сделаем акцент на то, что бихевиорист прежде всего интересуется пове­дением целого человека. С утра до ночи он наблюдает за испол­нением круга его ежедневных обязанностей. Если это кладка, кирпичей, ему хотелось бы подсчитать количество кирпичей, ко­торое он может уложить при различных условиях, как долго он может продолжать работу, не прекращая ее из-за усталости,, как много времени потребуется ему, чтобы обучиться своей профессии, сможем ли мы усовершенствовать его эффективность или дать ему задание выполнить тот же объем работы в мень­ший отрезок времени. Иными словами, в ответной реакции би­хевиорист интересуется ответом на вопрос: «Что он делает и почему он делает это?» Конечно, с учетом этого утверждения никто не может исказить -платформу бихевиоризма до такой степени, чтобы говорить, что бихевиорист является только фи­зиологом мускулов» 8.

В этих утверждениях ударение делается на целостный ответ в противоположность физиологическим элементам таких целост­ных реакций. Наш вывод сводится к тому, что Уотсон в дейст­вительности имеет дело с двумя различными понятиями пове­дения, хотя сам он, по-видимому, ясно их пе различает. С од­ной стороны, он определяет поведение в терминах составляю­щих его физических и физиологических элементов, т. е. в терми­нах процессов, происходящих в рецепторе, в проводящих путях и в эффекторе. Обозначим это как молекулярное определение поведения. С другой стороны, он приходит к признанию, хотя, может быть, и неясному, что поведение как таковое является чем-то большим, чем все это, и отличается от суммы своих фи-

6 Op. tit. P. 195.

7 Watson I. В. Behaviorism. N. Y., 1930

8 Op. cit. P. IS.

110

зиологических компонентов. Поведение как таковое является

«эмерджентным феноменом, который имеет собственные описа­тельные свойства»3. Обозначим это последнее понимание как молярное описание поведения ш.

4. Молярное определение

В настоящем исследовании защищается второе, молярное определение поведения. Мы будем утверждать следующее. Не­сомненно, что каждый акт поведения можно описать в терми­нах молекулярных процессов физического и физиологического характера, лежащих в его основе. Но поведение — молярный феномен, и актам поведения как «молярным» единицам свойст­венны некоторые собственные черты. Именно эти молярные свойства поведенческих актов интересуют нас, психологов, в первую очередь. Молярные свойства при настоящем состоянии наших знаний, т. е. до разработки многих эмпирических корре­ляций между поведением и их физиологическими основами, не могут быть объяснены путем умозаключения из простого зна­ния о лежащих в их основе молекулярных фактах физики и фи­зиологии. Как свойства воды в мензурке не устанавливаются каким-либо путем до опыта из свойств отдельных молекул воды, так и никакие свойства актов поведения не выводимы прямо из свойств, лежащих в их основе и составляющих их физических и физиологических процессов. Поведение как таковое, по край­ней мере в настоящее время, не может быть выведено из со­кращений мускулов, из составляющих его движений, взятых са­мих по себе. Поведение должно быть изучено в его собственных •свойствах.