Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 4 из 97)

1! Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 479.

13

Общую характеристику разных направлений периода кризи­са дал Л. С. Выготский. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что «...в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое открытие... Мы имеем дело с новым факти­ческим материалом, который приносится в психологию каждым новым направлением»13. Так, Фрейд установил бессознатель­ные причины ряда психических явлений. Бихевиоризм возник на базе фактов из области экспериментальной зоопсихологии, которые предположительно открывали возможность столь же объективного подхода и к человеку. Факты специфических веро­ваний так называемых «примитивных народов» привели к пред­ставлениям об историческом развитии психики. Точно так же и описательная психология обратила внимание на связь сознания с явлениями культуры, под влиянием которых оно реально фор­мируется. Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, как пи­сал Л. С. Выготский, каждое направление строило целую обще­психологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология,. психоанализ) даже претендовало на значение универсальной концепции и мировоззрения. Однако — и это стало историческим фактом — выполнение роли общепсихологической теории ока­зывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал следующий этап в жизни этих направле­ний, когда они были вынуждены — за счет чистоты своей кон­цепции— ассимилировать идеи других направлений. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда осново­положников в США (середина 30-х годов) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление, про­исходит ее слияние с бихевиоризмом. Фрейдизм претерпел пре­образование в ряде неофрейдистских теорий.

Процессу распада этих направлений способствовала их вза­имная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутрен­ние противоречия, свойственные каждому из них (абсолютиза­ция частных наблюдений, недостаточность экспериментов, не­адекватная теоретическая интерпретация их результатов).

Такова судьба направлений, возникших в период открытого кризиса в психологии. Общий итог этому периоду подвел Л. С. Выготский. «Беря все направления, — писал он,— в их ис­торических границах, во всем том, что они были призваны сде­лать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти на­правления ставят своей задачей. Очевидно, круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из самой природы то­го методологического основания, на котором развивается пси­хология на Западе; поэтому внутри себя он не имеет разреше-

13 Там же. С. 461. 14

яия. Даже те попытки, которые исходят из идеи разрешения кризиса и преодоления тех тупиков, к которым он привел, на са­мом деле не преодолевают тех трудностей, к которым привели психологию механицизм и витализм. И если бы им представилась 'возможность в течение 10 лет вести разумное исследование, то через 10 лет оно снова привело бы в тупик уже на более высо­ком фактическом основании, под другим названием, тупик, ко­торый будет переживаться неизмеримо трагичнее и острее, по­скольку он будет иметь место на более высокой ступени науки, где все столкновения и противоречия оказываются более ост­рыми и неразрешимыми» 14.

Перечисленные направления представляют собой разные ва­рианты общепсихологической теории, пришедшей на смену тра­диционной. Споры между ними также свидетельствуют о разно­гласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко «свя­заны между собой!»15. Все они исходили из старого понимания сознания. Оно и было той догмой, которая довлела над ними и не позволяла пробиться к научному пониманию сознания. Конечно, требование бихевиоризма отбросить сознание выглядит очень ра­дикальным решением. Но, как это хорошо показал С. Л. Ру­бинштейн, требование Уотсона исключить сознание из предмета изучения психологии само определялось декартовским — интро­спективным— пониманием сознания, в то время как задача со­стояла в преобразовании этого понимания сознания. Другие на­правления внесли лишь некоторые новые аспекты в понимание сознания, обогатили наши представления о сознании и его про­цессах, о его движущих силах. Так, высоко оценивая исследо­вания гештальтпсихологии, Выготский писал: «Но если мы возь­мем вещи в историческом плане и попытаемся вскрыть послед­ние основания теории, если мы очертим круг исторических воз­можностей теории, а не то, что сделано на протяжении 10— 12 лет, тогда мы должны будем указать, что сторонники геш­тальтпсихологии с точки зрения исторического пути науки не были способны преодолеть механицизм и витализм по-настоя­щему»16. То же относится и к другим направлениям. Выготский указывал на их внутреннюю ограниченность и неспособность выйти за пределы «кризиса, преодолевание которого все эти на­правления ставят своей задачей»17.

Таким образом, несмотря на попытки преодолеть декартов-ско-локковское понимание предмета и метода психологии, кото­рые предпринимались выдающимися представителями зарубеж­ной психологической науки, им самим — как по линии теории, так и в экспериментальном плане — не удалось освободиться от

14 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 480—481. 1Г> Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 90.

16 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. С. 479.

17 Там же, С. 480.

15

такого понимания, и сама борьба велась с его позиций. «Эта концепция психического определила все, в том числе и резка враждебные интроспективной психологии системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества—амери­канского и российского— всегда исходили из того его понима­ния, которое установили интроспекционисты... Вместо того, что­бы в целях реализации объективного подхода к психическим явлениям перестроить интроспективную концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих против­ников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что мож­но либо взять, либо отвергнуть, но не изменить»18. Итак, все новые теории кризиса пытались перестроить психологию на ба­зе старых представлений о природе психики и сознания. На «...построение единой психологии на почве старых психологиче­ских допущений невозможно. Самый фундамент психологии должен быть перестроен»19.

Изменить понимание сознания, объяснить условия порожде­ния и функционирования сознания — вот в чем состояла зада­ча. Плодотворные пути ее решения были намечены советскими психологами в 20—30-е годы. Л. С. Выготский в одной из ран­них работ «Сознание как проблема психологии поведения» (1925), подчеркивая идею В. Джемса о том, что сознание — это не субстанция, определил сознание как «проблему структуры поведения»20. Сознание должно изучаться в своей функции, в специфической, свойственной только человеку трудовой деятель­ности. Анализ сознания возможен только в контексте поведения (т. е. деятельности). Для анализа сознания нужно, говорил Вы­готский, выйти за пределы сознания. Не непосредственный ана­лиз состояний сознания вне поведения — путь, которым шла-традиционная психология, и не отбрасывание сознания, как это­го требовал бихевиоризм, но опосредствованный подход к evo-пониманию. Л. С. Выготский выявил и сделал предметом иссле­дования своеобразную форму человеческого поведения и психи­ческих процессов — опосредствованные высшие психические функции, которые, возникнув исторически как продукт социаль­ной и внешне опосредствованной деятельности общественного-человека, в дальнейшем превращаются в индивидуальные пси­хологические и внутренние. Таковы образование понятий, ак­тивное внимание, произвольное запоминание. Их главной осо­бенностью является сигнификативная (т. е. связанная с актив­ным употреблением знаков, прежде всего речевых) структура. Учение о развитии высших психических функций, составившее содержание культурно-исторической концепции Л. С. Выготско­го, превратилось в большую и плодотворную линию исследова-

18 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 21—22.

19 Выготский Л, С. Развитие высших психических функций. С. 481.

20 Выготский Л, С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 83.

ний в советской психологии, известную под названием школы Выготского.

С. Л. Рубинштейн дал глубокий анализ кризиса в психоло­гии, раскрыл его причины, указал па его методологический ха­рактер и обратился к марксистской теории в целях преодоления кризиса. Созданная им философско-психологическая концепция явилась одним из вариантов деятельностного подхода в психо­логии. Ее другой вариант — теория деятельности А. Н. Леонть­ева.

Так намечалась перестройка методологии психологического-исследования, для которой исходным пунктом явилась марк­систская теория деятельности — деятельности трудовой, обще­ственной опосредствованной орудиями. Усвоение марксистского учения в целом и особенно учения о деятельности явилось тем реальным путем, который ясно намечает «...иную трактовку и сознания и деятельности человека, которая в корне преодоле­вает их разрыв и создает базу для построения марксистско-ле­нинской психологии как действительно содержательной и реаль­ной науки» 21.

Возникшие в период открытого кризиса новые психологиче­ские концепции и школы глубже, чем традиционная эмпириче­ская психология, раскрывали психическую реальность и оказа­лись более пригодны для решения прикладных задач в различ­ных областях социальной практики.