Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 43 из 97)

163

Является ли расстояние решающим фактором само по себе?

Две точки или две параллельные линии можно рассматри­вать как границы, заключающие между собой часть простран­ства. В двух наших примерах зто удается лучше тогда, когда оно находится ближе друг к другу и можно сформулировать следующее утверждение: члены ряда, которые «лучше» ограни­чивают часть пространства, лежащую между ними, при вос­приятии группируются вместе. Этот принцип объясняет тот факт, что параллельные линии образуют более устойчивые груп­пы, чем точки. Очевидно, они лучше, чем точки, ограничивают пространство между собой. Мы можем изменить наш последний рисунок, добавив короткие горизонтальные линии, так что боль­шее пространство (между более удаленными линиями) пока­жется лучше ограниченным (рис. 26).

Теперь легко видятся группы из более удаленных друг от друга линий с их горизонтальными добавлениями (даже тогда,, когда открытое расстояние между этими добавлениями больше, чем меньшее расстояние между соседними линиями).

Но будем осторожны в выводах. Может быть, здесь дей­ствуют 2 различных принципа: принцип расстояния и принцип ограничения?

На следующем рисунке все члены ряда точек удалены друг от друга на равные расстояния, но имеется определенная после­довательность в изменении их свойств (в данном случае цве­та— рис. 27). Не имеет значения, какого рода это различие свойств. Даже в следующем случае (рис. 28) мы наблюдаем тс же явление, а именно: члены ряда «одного качества» (каково; бы оно ни было) образуют группы, и, когда качество меняется, мы видим новую группу. Можно убедиться в реальности этого явления, пытаясь увидеть этот ряд в другой группировке.. В большинстве случаев люди не могут увидеть этот ряд как прочно организованную серию в любой другой математически возможной группировке.

164

Этим наши наблюдения не кончаются. Если снова взглянуть на ряд параллельных прямых, мы видим, что образование групп касается не только параллельных линий. Все пространство внут­ри группы, наполовину ограниченное ближайшими линиями, не­смотря на то что оно такое же белое, как и вся остальная бу­мага, отличается от нее, воспринимается по-другому. Внутри группы есть впечатление «чего-то», мы можем сказать «здесь что-то есть», тогда как между группами и вокруг рисунка впе­чатление «пустоты», там «ничего нет». Это различие, тщатель­но описанное Рубином [7], который назвал его различием «фи­гуры» и «фона», еще более удивительно тем, что вся группа с заключенным в пей белым пространством кажется «выступаю­щей вперед» по сравнению с окружающим фоном. В то же вре­мя можно заметить, что прямые, благодаря которым заключен­ная между ними область кажется твердой и выступающей из фона, принадлежат этой области, они являются краями этой области, но не кажутся краями неопределенного фона между группами *.

Можно еще много говорить даже о таком простом аспекте зрительного восприятия. Я» однако, обращусь к наблюдениям другого плана.

На предыдущих рисунках группы прямых включали по 2 па­раллельных прямых каждая. Добавим третью прямую в сере­дину каждой группы (рис. 30). Как можно было предположить заранее, три прямые, близко расположенные друг к другу, объ­единяются в одну группу и эффект группировки становится еще сильнее, чем ранее. Мы можем добавить еще две линии в каж­дую группу между тремя уже начерченными прямыми (рис. 29).

Стабильность группировки увели­чилась еще больше, и белое простран­ство внутри групп почти незаметно. Если продолжать эту процедуру и дальше, наши группы превратятся в черные прямоугольники. Их будет три, и каждый, глядя на этот рисунок, увидит три темные фигуры. Такая по­степенная процедура, в результате Рпс. 30 которой мы видим эти темные прямо­угольники как «вещи», выступающие из фона, есть крайний случай группировки, которую мы наблюдали раньше. Это не геометрический трюизм. Это нечто не относящееся к геометрии. Тот факт, что однородно окрашенные поверхности или пятна кажутся целыми, определенными единицами, связан с особен­ностями нашего зрения. Когда даны рядом предметы с одина­ковыми свойствами, как правило, образуются группы. С увели­чением плотности группы этот эффект увеличивается и достига-

1 Подобные законы обнаружены для формирования групп во временных рядах (Wcrtheimcr, 1923; Koffka, 1922).

166

ет максимума и группы превращаются в сплошные окрашенные поверхности. (Поверхности эти могут иметь тысячи различных форм — от обычных прямоугольников, к которым мы привыкли, до совершенно необычных форм вроде чернильных пятен или облаков с их причудливыми очертаниями.)

Мы начали обсуждение с наблюдения группы, так как с по­мощью этого примера легче увидеть проблему. Конечно, един­ство черных прямоугольников ярче и устойчивее, чем единство наших первых точек и прямых; но мы так привыкли к факту, что однородно окрашенные поверхности, окруженные поверх­ностью другого цвета, кажутся отдельными целыми, что не ви­дим здесь проблемы. Многие наблюдения гештальтпсихологов таковы: они касаются фактов и явлений, настолько часто встре­чающихся в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего удивительного.

Нам снова придется возвратиться немного назад, Мы брали ряды точек или прямых линий и наблюдали, как они группиру­ются. Теперь известно, что в самих членах этих рядов заключе­на проблема, а именно явление, что они воспринимаются как целые единицы. Мы здесь имеем дело с образованиями разного порядка или ранга, например прямыми линиями (I порядок) и их группами (II порядок). Если единица существует, она мо­жет быть частью большей единицы или группы более высокого порядка.

Будучи целой единицей, непрерывная фигура имеет харак­тер «фигуры», выступает как нечто твердое, выделяющееся из фона. Представьте себе, что мы заменили прямоугольник, рас­крашенный черным, прямоугольным кусочком бумаги черного цвета того же размера и прижали к листу. Ничего как будто не изменилось. Этот кусок имеет тот же характер твердого це­лого. Представьте себе далее, что этот кусок бумаги начинает расти в направлении, перпендикулярном своей поверхности. Он становится толще и наконец превращается в предмет в прост­ранстве. Опять никаких важных изменений. Но приложение наших наблюдений стало намного шире. Не только «вещь» вы­глядит как целое и нечто твердое, то же касается и групп, 6 ко­торых говорилось вначале. У нас нет причин считать, что прин­ципы группировки, о которых было сказано (и другие, о кото­рых я не имел возможности упомянуть), теряют силу, когда мы переходим от пятен и прямоугольников к трехмерным вещам2.

Наши наблюдения связаны с анализом поля. Мы имели де­ло с естественными и очевидными структурами поля. Непроиз­вольное и абстрактное мышление образует в моем зрительном поле группы пятен или прямоугольников. Я вижу их не менее реально, чем их цвет, черный, белый или красный. Пока мое

2 «Вещи» снова могут быть членами групп высших порядков. Вместо пя­тен мы можем взять ряд людей и наблюдать группировку. В архитектуре можно найти много подобных примеров (группы колонн, окон и т. д.).

166

зрительное поле остается неизменным, я почти не сомневаюсь, что принадлежит к какой-нибудь единице, а что — нет. Мы об­наружили, что в зрительном поле еегь единицы различных по­рядков, например группы, содержащие несколько точек, при­чем большая единица содержит меньшие, которые труднее раз­делить, подобно тому как в физике молекула как более круп­ная единица содержит атомы, меньшие единицы, составные час­ти которых объединены крепче, чем составные части молекулы. Здесь нет никаких противоречий и сомнений относительно объ­ективных единиц. И так же как в физическом материале с бес­спорными единицами и границами между этими единицами, в зрительном поле произвольный мысленный анализ не в силах спорить с наблюдением. Восприятие разрушается, когда мы пы­таемся установить искусственные границы, когда реальные единицы и границы между ними ясны. В этом главная причи­на того, что я считаю понятие «ощущение» опасным. Оно скры­вает тот факт, что в поле существуют видимые единицы раз­личного порядка. Ведь когда мы наивно представляем себе по­ле в терминах нереальных элементов различного цвета и ярко­сти, как будто они безразлично заполняют пространство и т. д., от этого описания ускользают видимые, реально существующие целые единицы с их видимыми границами

Наибольшая опасность понятия «ощущение» состоит в том, что считается, будто эш элементы зависят от местных процес­сов в нервной системе, причем каждый из них в принципе оп­ределяется одним стимулом. Наши наблюдения полностью про­тиворечат этой «мозаичной» теории поля. Как могут местные процессы, которые не зависят друг от друга и никак не взаимо­действуют друг с другом, образовывать такое организованное целое? Как можно попять относительность границ между груп­пами, если считать, что это только границы между маленькими кусочками мозаики, — ведь мы видим границу, только когда кончается целая группа. Гипотеза маленьких независимых час­тей не может дать нам объяснение. Все понятия, нужные для описания поля, не имеют отношения к концепции независимых элементов. Более конкретно: нельзя выяснить, как формируют­ся группы или единицы, рассматривая поочередно сначала од­ну точку, затем другую, т. е рассматривая их независимо друг от друга. Приблизиться к пониманию этих фактов можно, толь­ко принимая во внимание, как местные условия на всем поле влияют друг на друга. Сам по себе белый цвет не делает бе­лую линию, начерченную на черном фоне, реальной оптической единицей в поле; если пет фона другого цвета или яркости, мы пе увидим линию. Именно отличие стимуляции фона от стиму­ляции внутри линии делает ее самостоятельной фигурой. То же самое касается единиц более высокого порядка: пе независи­мые и абсолютные свойства одной липни, затем другой и т. д. объединяют их в одну группу, а то, что они одинаковы, отлич­ны от фона и находятся так близко друг к другу. Все это пока-