Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 6 из 97)

Английский эмпиризм закрепил дуализм и утвердил поня­тие сознания в психологии Локк, Беркли, Юм, Гартли, Рид, Стюарт, Томас Браун, оба Милля и Бэн — все они различными способами описывали то, как разум приходит к пониманию внешнего мира. Они признавали базовую дихотомию «дух — материя». Сейчас считается, что этим философам принадлежит честь открытия ассоциации, которая определяет отношения между элементами, составляющими разум или сознание [8. Р. 157—245]. Не было прежде (и не найдено поныне) подхо­дящего термина для обозначения нематериальной части дихо­томии «дух — материя». Джемс сетовал по этому поводу в 1890 г. [32, I. Р. 185—187]. Чаще всего используется или тер­мин «душа» (mind; Seele), или сознание (consciousness; Be-wufitheit). Психологи XIX столетия обозначали эту дихотомию как психофизический параллелизм, и эта догма столь твердо за­печатлелась в психологическом мышлении, что американская «операционная революция» текущего столетия смогла победить, лишь преодолев громадные трудности.

Здесь едва ли стоит особенно вдаваться в подробности, опи­сывая историю веры в то, что мы называем сознанием. Многие

21

столетия существование сознания казалось очевидным, само со­бой разумеющимся фактом, основной, неоспоримой реальностью нашего собственного бытия. «Cogito, ergo sum»,— сказал Декарт. Джемс обобщил это так [32, I. Р. 185]: «Интроспективное на­блюдение— вот то, на что нам следует полагаться в первую очередь, главным образом и всегда. Понятие «интроспекция» необходимо четко определить — оно означает, очевидно, смот­рение в собственную душу и отчет о том, что мы там открыва­ем. Каждый согласится, что мы обнаруживаем при этом состоя­ния сознания. Насколько мне известно, наличие таких состоя­ний еще ни один критик не подвергал сомнению, каким бы скептиком ни был он в других отношениях. Существование по­знания такого рода есть незыблемый факт, в то время как в отношении других явлений нередко случается, что в сфере фи­лософского сомнения они вдруг теряют ясность своих очерта­ний. Все люди непоколебимо уверены, что они ощущают себя мыслящими, что они могут отличать свои психические состоя­ния (такие, как внутренняя активность или страсть) от объек­тов, вызывающих эти состояния. Я считаю эту уверенность са­мым фундаментальным постулатом психологии и отвергаю ка­кое-либо исследование этой уверенности как слишком метафи­зическое».

В целом философы, физиологи и физики, заложившие осно­вы новой экспериментальной психологии в 1850—1870 гг.— Фех-нер, Лотце, Гельмгольц, Вундт, Геринг, Мах и их сотрудники — были сторонниками концепции психофизического параллелиз­ма, которые вполне согласились бы с точкой зрения Джемса. Психология (даже новая «физиологическая психология»), в сущности, изучала сознание, и ее главным методом была ин­троспекция. Физиология потому сомкнулась с психологией, что «параллелисты» верили положению, высказанному Гексли: «нет психического без нервного» [30], и поэтому использовали оборудование физиологической лаборатории для контроля сти­муляции и записи эффектов нервных ответов.

Так что же такое интроспекция (dnnere Wahrnehmung) ? Существует множество мнений относительно того, каким обра­зом сознание наблюдает свои собственные процессы, их исто­рия берет начало еще от Аристотеля и Платона. Эйслер обоб­щил взгляды 84 авторов на эту тему от Аристотеля до начала нынешнего столетия [21, III. Р. 1735—1742]. Локк, основатель эмпиризма, утверждал, что все идеи — следует говорить: «со­держания сознания» — возникают или посредством чувственно­го опыта, который доставляет знания о внешнем мире, или по­средством рефлексии — внутреннего чувства, дающего знание о собственных действиях души. Ранние эмпиристы считали, что ни ощущение, ни рефлексия не могут вводить человека в за­блуждение. Сформировалось убеждение, что иметь сознатель­ное переживание значит то же, что знать о том, что ты его'име­ешь. Это позволило Вуидту, строившему свою новую системати-

22

ческую физиологическую психологию на основе английского сенсуализма, решительно определить интроспекцию как непо­средственный опыт [98. Р. 1—6]. Он полагал, что факты физи­ческой науки опосредованы и производны с помощью , умоза­ключений от выводов непосредственного опыта, в котором и че­рез которое они непосредственно даны и составляют субъектив­ный предмет психологии. Эта точка зрения наводит на мысль, что, по Вундту, интроспекция не может «обманывать», однако на деле мы видим здесь противоречие, поскольку в вундтовой лаборатории уделялось большое внимание тренировке способно­сти к интроспективному наблюдению и точному описанию со­знания.

Брентано писал в 1874 г.: «Феномены, постижимые умст­венно, верны сами по себе. Поскольку они возникают, постоль­ку они существуют в действительности. Кто откажется при­знать в этом огромное преимущество психологии над физиче­скими науками?» [12, 1. Р. 131—203].

Джемс заметил на это:1 «Если бы иметь чувства или мысли в их непосредственной данности было бы вполне достаточно, то дитя в колыбели было бы психологом и к тому же непогре­шимым!» [32, 1. Р. 189]. Огюст Конт, основатель позитивизма, дал классическое возражение против очевидной адекватности непосредственного переживания, указав, что интроспекция, бу­дучи деятельностью души, будет всегда находить душу, заня­тую интроспекцией, но никогда — какими-то другими из разно­образных деятельностей. По сути аргумент Конта гораздо боль­ше, чем просто игра слов. Он соответствует утверждению, что интроспекция — не процедура, а только лишь признание того факта, что знание, однажды данное, существует как знание. Конт жаловался, словно бихевиорист XIX в., что интроспекция недостоверна, что она дает описания, которые часто не могут быть проверены, что во многих отношениях ее данным не хва­тает позитивного характера, требуемого наукой.

Д.-С. Милль ответил на возражения Конта и утверждал, что интроспекция — это процесс, который требует тренировки для обеспечения достоверности. Она не является строго непо­средственной, поскольку включает память — возможно, непо­средственную память, тем не менее непосредственные воспоми­нания— это не есть данные сами по себе и здесь возникает ве­роятность ошибки [53. Р. 64]. По поводу этого вопроса в це­лом смотри блестящие рассуждения Джемса [32, 1. Р. 187— 192]. Точка зрения Милля подкреплена современным понима­нием того, что почти невозможно отличить анестезию от непо­средственной аптероградной амнезии: человек, чья память длит­ся 1 секунду, имеет столь же глубоко ущербную способность к интроспекции, поскольку практически он бессознателен так же, как люб.ой реагирующий организм или машина.

23

Классическая интроспекция

Можно считать классической интроспекцию, которая была определена через достаточно формальные правила и принципы и возникла непосредственно из ранних исследований вундто-вой лаборатории в Лейпциге. Конечно, для интроспекции нет каких-либо неизменных правил. Великим людям свойственно' не соглашаться друг с другом и изменять свои позиции. Тем не менее по существу и Вундт, и Кюльпе до его отъезда из Лейп­цига, и Г. Э. Мюллер в Гёттингене, и Титченер в Корнелле, ir многие другие менее важные «интроспекционисты», признавав­шие первенство этих ученых, были едины. Штумпф в Берлине придерживался менее строгих принципов, а более поздняя ипт-роспекционистская доктрина Кюльпе, развитая им после того, как он пришел в Вюрцбург, противостоит Вундту и Титченеру. Классическая интроспекция в общем смысле — это убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов. Именно против этой доктрины .восстали Кюльпе в Вурцбурге, бихевиористы под руководством' Уотсона и гештальтпсихологи по инициативе Вертгеймера. Иит-роспекционизм получил свой «-изм» потому, что восставшие но­вые школы нуждались в ясном и четком обозначении основа­ний, которым они противопоставляли собственные, принципи­ально новые черты. Ни один сторонник интроспекции как базо­вого метода психологии никогда не называл себя интроспекцио-нистом. Обычно он называл себя психологом.

Вундт, пытавшийся утвердить новую психологию как науку, обратился к химии как к ее модели. Следствием этого выбора явился элементарном его системы, дополненный ассоцианизмом в целях обеспечения задач синтеза. Психологические атомы— это ощущения (чистые ощущения) и, возможно, также простые чувства и образы. Психологические молекулы — это представ­ления (Vorstellungen) и более сложные образования (Verbin-dungen). Поскольку взгляды Вундта относительно простых чувств и образов менялись с течением времени, именно ощуще­ния стали постоянной «материей» всех хороших описаний со­знания. Так, спустя полвека Титченер заключает, что «сенсор­ные» (sensory)—прилагательное, которое наилучшим образом обозначает природу содержаний сознания [85. Р. 259—268]. Своим пониманием интроспекции Вундт зафиксировал элемен-таризм и сенсуализм, и в дальнейшем интроспекционизм в сво­их лабораториях неизменно обнаруживал сенсорные элементы, поскольку они были результатами «хорошего» наблюдения. Ра­зумно предположить, что сама атмосфера этой лаборатории и местная культурная традиция сделали больше для увековече­ния этих представлений, чем доводы в защиту наблюдения, при­водимые в публикациях.

Хотя Вундт определил предметом психологии непосредствен­ный опыт [97; 98. Р. 1—6], он все-таки отличал интроспекцию

24

(Selbslbeobachiung) и внутреннее восприятие (innere Wahrnch-mung). Внутреннее восприятие может быть ценным само по се-бе, но это еще не наука. Вундт настаивал на тренировке испы­туемых. Даже в экспериментах на время реакции в лейпциг-ской лаборатории испытуемые должны были долго трениро­ваться для выполнения предписанных актов перцепции, аппер­цепции, узнавания, различения, суждения, выбора и т. п., а так­же сразу сообщать, когда сознание отклоняется от требуемых задач. Так, Вуидт указывал, что ни один испытуемый, который выполнил менее 10 000 интроспективно проконтролированных реакций, не подходит как источник сведений для публикации из его лаборатории. Некоторые американцы, Кеттел в их чис­ле, считали, однако, что психика нетренированного испытуемо­го тоже может представлять интерес для психологии и позднее по этому поводу воозникла небольшая дискуссия между Бол-