Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 68 из 97)

Хотя и отклоняемся от нашей цели, однако необходимо ос­тановить на некоторое время наше внимание на отождествле­ниях объектов с Я- Если такие отождествления умножаются, 'Становятся слишком многочисленными, чрезмерно сильными и несовместитыми друг с другом, то они очень легко могут при-вести к патологическому результату. Дело может дойти до расщепления Я, поскольку отдельные отождествления благода­ря противоборству изолируются друг от друга, и загадка слу­чаев так называемой «множественной личности», может быть, заключается как раз в том, ".то отдельные отождествления по­переменно овладевают сознанием. Даже если дело не заходит так далеко, создается все же почва для конфликтов между раз­личными отождествлениями, на которые раздробляется Я, кон-фликтов, которые в конечном итоге не всегда могут быть назва­ны патологическими.

Как бы ни окрепла в дальнейшем сопротивляемость харак­тера в отношении влияния отвергнутых привязанностей к объ­екту, все же действие первых, имевших место в самом раннем возрасте отождествлений будет широким и устойчивым. Это обстоятельство заставляет нас вернуться назад к моменту воз­никновения идеала Я, ибо за последним скрывается первое и самое важное отождествление индивидуума, именно отождест­вление с отцом в самый ранний период истории личности13.

12 Большим резервуаром вожделений (libido) в смысле порождения нар-цизма теперь, после того как мы отделим Я от Оно, мы должны признать Оно. Вожделение, направляющееся на Я вследствие описанного отождест­вления, составляет его «вторичный нарцизм».

13 Может быть, осторожнее было бы сказать «с родителями», так как оценка отца и матери до точного понимания полового различия — отсут­ствие penis'a — бывает одинаковой. Из истории одной молодой девушки мне недавно случилось узнать, что, заметивши у себя отсутствие penis'a, она от­рицала наличие этого органа вовсе не у всех женщин, а лишь у тех, кото­рых она считала менее ценными. Ее мать поддерживала ее в этом убежде­нии. В целях простоты изложения я буду говорить лишь об отождествлении с отцом,

256

Такое отождествление, по-видимому, не есть следствие или ре­зультат привязанности к объекту; оно прямое, непосредствен­ное и более раннее, чем какая бы то ни была привязанность к объекту. Однако избрания объекта, относящиеся к первому сек­суальному периоду и касающиеся отца и матери, при нормаль­ном течении обстоятельств в заключение приводят, по-видимо­му, к такому отождествлению и тем самым усиливают первич­ное отождествление.

Все же отношения эти так сложны, что возникает необходи­мость описать их подробнее. Существуют два момента, обуслов­ливающие эту сложность: трехугольное расположение эдипова отношения и изначальная бисексуальность индивида.

Упрощенный случай для ребенка мужского пола складыва­ется следующим образом: очень рано ребенок обнаруживает по отношению к матери объектную привязанность, которая берет свое начало от материнской груди и служит образцовым примером выбора объекта по типу опоры (Anlehnungstyjus); отцом мальчик овладевает с помощью отождествления. Оба от­ношения существуют некоторое время параллельно, пока уси­ление сексуальных влечений к матери и осознание того, что отец является помехой для таких влечений, не вызывают ком­плекса Эдипа14. Отождествление с отцом отныне принимает враждебную окраску и превращается в желание устранить от­ца и заменить его собой для матери. С этих пор отношение к отцу амбивалентно15; создается впечатление, точно содержав­шаяся с самого начала в отождествлении амбивалентность ста­ла явной. «Амбивалентная установка» по отношению к отцу и лишь нежное объектное влечение к матери составляют для мальчика содержание простого, положительного комплекса Эдипа.

При разрушении комплекса Эдипа необходимо отказаться от объектной привязанности к матери. Вместо нее могут поя­виться две вещи: либо отождествление с матерью, либо усиле­ние отождествления с отцом. Последнее мы обыкновенно рас­сматриваем как более нормальное, оно позволяет сохранить в известной мере нежное отношение к матери. Благодаря исчез­новению комплекса Эдипа мужественность характера мальчи­ка, таким образом, укрепилась бы. Совершенно аналогичным образом «эдиповская установка» маленькой девочки может вы­литься в усиление ее отождествления с матерью (или в появле­ние такового), упрочивающего женственный характер ребенка.

Эти отождествления не соответствуют нашему ожиданию,

14 Massenpsychologie und Ich-Analyse. VII.

15 Заимствованный Фрейдом у Bleuler'a термин" этот разъясняется им следующим образом: «Мы понимаем под амбивалентностью проявление про­тивоположных нежных и враждебных чувств против одного и того же лица» (Лекции по введению в психоанализ (русск. перевод). Т. II. С. 215),

9—221 257

так как они не вводят отвергнутый объект в Я; однако и такой исход возможен, причем у девочек его наблюдать легче, чем у мальчиков. В анализе очень часто приходится сталкиваться с тем, что маленькая девочка, после того как ей пришлось отка­заться от отца как любовного объекта, проявляет мужествен­ность и отождествляет себя не с матерью, а с отцом, т. е. с уте­рянным объектом. Ясно, что при этом все зависит от того, до­статочно ли сильны ее мужские задатки, в чем бы они не со­стояли.

Таким образом, переход эдиповской ситуации в отождеств­ление с отцом или матерью зависит у обоих полов, по-видимо­му, от относительной силы задатков того или другого пола. Это один способ, каким бисексуальность вмешивается в судьбу эди­пова комплекса. Другой способ еще более важен. В самом де­ле, получается впечатление, что простой эдипов комплекс во­обще не есть наиболее частый случай, а соответствует некото­рому упрощению или схематизации, которая практически осу­ществляется, правда, достаточно часто. Более подробное иссле­дование вскрывает в большинстве случаев более полный эди­пов комплекс, который бывает двояким, положительным и от­рицательным, в зависимости от первоначальной бисексуально­сти ребенка, т. е. мальчик становится не только в амбивалент­ное отношение к отцу и останавливает свой нежный объектный выбор на матери, но он одновременно ведет себя как девочка, проявляет нежное женское отношение к отцу и соответствую­щее ревниво-враждебное к матери. Это вторжение бисексуаль­ности очень осложняет анализ отношений между первичными избраниями объекта и отождествлениями и делает чрезвычай­но затруднительным понятное их описание. Возможно, что ус­тановленная в отношении к родителям амбивалентность дол­жна быть целиком отнесена на счет бисексуальности, а не воз­никает, как я утверждал это выше, из отождествления вслед­ствие соперничества.

Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существо­вание полного эдипова комплекса у всех вообще людей, а у невротиков в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в известных случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, оставляя лишь едва заметный след,, так что создается ряд, на одном конце которого стоит нормаль­ный, положительный, на другом конце — обратный, отрицатель­ный комплекс, в то время как средние звенья изображают пол­ную форму с неодинаковым участием обоих компонентов. При исчезновении эдипова комплекса четыре содержащихся в нем влечения сочетаются таким образом, что из них получается од­но отождествление с отцом и одно с матерью, причем отож­дествление с отцом удерживает материнский объект положи­тельного комплекса и одновременно заменяет отцовский объект обратного комплекса; аналогичные явления имеют место при отождествлении с матерью. В различной силе выражения обо-258

их отождествлений отразится неравенство обоих половых за­датков.

Таким образом, можно сделать грубое допущение, что в ре­зультате сексуальной фазы, характеризуемой господством эди­пова комплекса, в Я отлагается осадок, состоящий в образова­нии обоих названных, как-то согласованных друг с другом ото­ждествлений. Это изменение Я удерживает особое положение; оно противостоит прочему содержанию Я в качестве идеально­го Я или сверх-Я.

Сверх-Я не является, однако, простым осадком от первых из­браний объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значе­ние энергичного реактивного образования, направленного про­тив них. Его отношение к Я не исчерпывается требованием «ты должен быть таким же (как отец)», оно выражает также за­прет: «Таким (как отец) ты не смеешь быть, т. е. не смеешь де­лать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом». Это двойное лицо идеального Я обус­ловлено тем фактом, что сверх-Я стремилось вытеснить эдипов комплекс, более того — могло возникнуть лишь благодаря это­му резкому изменению. Вытеснение эдипова комплекса было, очевидно, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, сознаются как помеха к осуществлению эдиповых влечений, то инфантильное Я накопляло силы для осуществления этого вы­теснения путем создания в себе самом того же самого препят­ствия. Эти силы заимствовались им в известной мере у отца, и такое позаимствование является актом, в высшей степени чре­ватым последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был эдипов комплекс, чем стремительнее было его вы­теснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я как совесть, а может быть, и как бессознательное чувст­во вины. Откуда берется сила для такого властвования, отку­да принудительный характер, принимающий форму категориче­ского императива,— по этому поводу я еще выскажу в дальней­шем свои соображения.