Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 7 из 97)

.дуином и Титченером ;[8. Р. 413, 555]. В целом понимание инт­роспекции Вундтом было гораздо либеральнее, чем обычно ду­мают: в формальной интроспекции он оставил место и для рет­роспекции, и для непрямого отчета. Гораздо менее податлив он был в отношении элементов и их сенсорной природы.

Событием для интроспекции явилось принятие концепции, согласно которой физика и психология отличаются друг от дру­га не фундаментальным материалом, но лишь точками зрения на него. Мах в 1886 г. выдвинул положение о том, что опыт («ощущение») составляет предмет всех наук [48], а Авенари­ус несколькими годами позднее — что психология рассматри­вает опыт, зависящий от функционирования нервной системы (он назвал ее «системой С»), а физика — как независящий от нее [3].

Затем, когда эти два философа согласились, что между ни­ми нет противоречий, они оказали большое влияние на Кюль-пе и Титченера, находившихся тогда в Лейпциге. Кдольпе в спо­ем учебнике 1893 года представил это различие между психо­логией и естественными науками как различие в точках зрешш [41. Р. 9—13], по Титченер придал ему особенно большое зна­чение. В 1910 г. он говорил, что данные интроспекции — это «общая сумма человеческого опыта, рассматриваемого в зави­симости от переживающего субъекта» [79. Р. 1—25], а позже он смог написать формулу:

интроспекция = психологическое

(ясное переживание-»-отчет),

что означает: интроспекция есть наличие ясного (clear) пере­живания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже, с психологической точки зрения [83. Р. 1—26],

Замените психологическое на физическое, и вы получите

-формулу для физики. Избитый пример интроспекции — иллю­зия: случай, когда восприятие отличается в каком-то отноше­нии от стимула-объекта. В восприятии переживание рассмат-

-ривается как раз так, как оно протекает, в зависимости от ха-

25

р актер а восприятия воспринимающим лицом, т. е. в зависимости от деятельности его нервной системы. Испытуемый должен от­влечься от физической фактуры объекта. Пусть физик обраща­ется к ней с помощью измерения и прочих физических методик. Титченер отстаивал такой взгляд на это различие всю свою-жизнь [85. Р. 259—268].

Именно Кюльпе расщепил психологический атом Вундта, разложив ощущение на четыре неделимых, но независимо из­меняющихся свойства: качество, интенсивность, протяженность и длительность [41. Р. 30—38]. Позднее этот взгляд разделял Титченер [6. Р. 17—35].

Одна из наиболее всесторонних дискуссий по проблемам интроспекции была начата эрудитом Мюллером в 1911 г. [55. Р. 61—176]. Он оказался еще более либеральным, чем Вундт, и оставил место для всех непрямых и ретроспективных форм интроспекции. Будучи главным образом заинтересованным в приложении интроспекции к исследованиям памяти, он разли­чал между настоящим воспоминанием о прошлой апперцепции прошедшего события и настоящей апперцепцией настоящего' воспоминания о прошедшем событии —важное различение, по­скольку о текущей апперцепции можно расспросить, а прошлая апперцепция зафиксируется и не сможет больше служить пред­метом исследования.

Не кто иной, как Титченер наложил самое большое ограни­чение на интроспекцию, потребовав исключить значения из всех описаний сознания. Поначалу Титченер держал это представ­ление про себя, называя появляющиеся в отчетах значения ошибками стимула. Он настаивал на том, что тренированный испытуемый, принявший психологическую точку зрения, описы­вает сознание (зависимый опыт) и не делает попыток описать-стимул-объект (независимый опыт, данный с точки зрения фи­зики) [5; 79. Р. 22]. После того как Кюльпе попытался обна­ружить безобразные (нечувственные) мысли в сознательных процессах суждения, действия и других мыслительных процес­сах, Титченер построил свою критику этих положений на за­прете использовать какие бы то ни было значения в данных интроспекции [80]. Он доказывал, что прямое описание (Besch-reibung, cognitio rei) дало бы разновидность сенсорных содер­жаний, ставших стандартными в классической интроспекции, и что заключения о данных сознания (Kundgabe, cognitio circa' rem) —это значения, которые не существуют в виде наблюдае­мых сенсорных процессов [81; 82]. Отсюда его психология да­же получила название экзистенциональной, потому что он был убежден, что значения, выступающие как предположения, ли­шены положительного характера, который имеют ощущения и образы как экзистенциональные данные.

Никогда не было полностью правильным утверждение, что> интроспекция — это фотография и что она разрабатывалась, без помощи предположений и значений. Обратимся к типич-

26

ным интроспективным исследованиям Титчепера [16; 25; 28; 31; 58; 59; 64]. Налицо чересчур очень большая зависимость от ретроспекции. Порой требовалось 20 минут на то, чтобы опи­сать продолжавшееся 1,5 секунды состояние сознания, и в те­чение этого времени испытуемый ломал голову, силясь вспом­нить, что же на самом деле случилось более чем за 1000 се­кунд до этого, опираясь, естественно, на предположения. На йелъ-ской встрече АРА в 1913 г. J. W. Baird с большим энтузиазмом подготовил публичную демонстрацию интроспекции в исполне­нии обученного (trained) испытуемого, но представление не по­лучилось впечатляющим. Интроспекция со сведенным к мини­муму количеством предложений и значений вылилась в зануд­ное перечисление сенсорных элементов, которые, как считалось, не обладали почти никакой функциональной ценностью для ор­ганизма и потому не представляли интереса, особенно для аме­риканских ученых.

Классическая интроспекция, как мне кажется, утратила свой блеск после смерти Титченера в 1927 г., поскольку продемон­стрировала функциональную бесполезность, казалась скучной и к тому же была недостоверной. Самому духу лабораторных исследований присущ описательный подход, так что то, что по­лучено в одной лаборатории, невозможно проверить в другой: невозможно удостовериться в истинности интроспективных от­четов о состояниях сознания, сопровождающих действие, чув­ство, выбор и суждение. Поэтому не приходится удивляться, что Кюльпе, Уотсон и Вертгеймер, все в течение одного десятиле­тия (1904—1913) энергично выступили против оков этого идеа-. диетического, но жесткого педантизма.

Описание неощутимого

То, что получило название систематической эксперименталь­ной интроспекции, развивалось в Бюрцбурге в 1901—1905 гг. под руководством Кюльпе [8. Р. 101—410, 433—435]. Кюльпе, испытавший, подобно Титченеру, влияние позитивизма Маха, переехал из Лейпцига в Вюрцбург с убеждением, что экспери­ментальная психология должна изучать также и мышление. Новая экспериментальная психология умела обращаться с ощу­щением, восприятием и реакцией, а Эббингауз в 1885 г. доба­вил к этому списку память. Вундт сказал, что мысль не может быть изучена экспериментально. Однако позитивист Кюльпе был уверен, что ему надо лишь найти испытуемых, готовых мыс­лить в контролируемых условиях, а затем получить у них инт­роспективный отчет о мыслительных процессах.

Последовала блестящая серия работ, выполненных учени­ками Кюльпе: Майером и Ортом по ассоциации (1901), Марбс по суждению, Ортом по чувству (1903), Уоттом по мышлению (1905), Ахом по действию и мышлению (1905). В каждой из :этйх работ утверждалось, что так называемая классическая

27

интроспекция Не соответствует ни одной из названных проблем. Майер и Орт описали цепочку ассоциированных образов в про­цессе мышления, но не обнаружили в интроспекции никаких указаний на то, как мысль направляется к своей цели [50]. Марбе нашел, что если суждения можно легко выражать в тер­минах образов, то интроспекция не дает ни малейшего намека на то, как и почему они сформированы .[49]. В исследованиях Орта чувство «сопротивлялось» интроспективному анализу, так что ему пришлось изобрести не вполне ясный термин созна­тельное отношение, чтобы описать эмоциональную (affective) жизнь. У его испытуемых чувства, конечно, не проявлялись в виде ощущений или образов. Уотт и Ах независимо друг от друга пришли к взаимно согласующимся-результатам. Уотт, да­бы сделать интроспекцию эффективнее, изобрел прием дробле­ния (fractionation): on разделял психологическое событие' (event) на несколько следующих один за другим периодов и исследовал каждый из них в отдельности, тем самым добивался редукции памяти и заключений (inference), которые включа­лись в интроспективный отчет. И все же сущность мышления оставалась для него неуловимой, пока он не понял, наконец, что целенаправленность мышления задается задачей или ин­струкцией (он называл это задачей — Aufgabe), которую испы­туемый принял до того, как начался процесс его мышления [92]. Ах развил понятие детерминирующей тенденции как ве­дущего бессознательного принципа, который направляет со­знательные процессы по заранее заданному руслу в направле­нии решения задачи. Оп же разработал процедуру дробления с хроноскопическим контролем и дал формулировку метода — систематическая экспериментальная интроспекция. И детерми­нирующая тенденция, сама по себе неосознаваемая, и созна­тельные процессы, ею направляемые, оказались для испыту­емых Аха непредставимыми в терминах классической интро­спекции, т. е. на языке ощущений и образов. Для этих смут­ных, ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввес­ти термин сознаваемость, а его испытуемые научились описы­вать свое сознание в терминах ненаглядных переживаний со­знания (unanschauliche Bewufitheiten — нем.) [1].