Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 71 из 97)

1 Согласно нашему пониманию направляемый на внешний мир инстинкт разрушения отвращен от собственного Я также с помощью эроса.

266

комплекса, а именно способность противопоставлять себя Я и повелевать им. Сверх-Я — этот памятник былой слабости и зави­симости Я — сохраняет свое господство также над зрелым Я-Как ребенок вынужден был слушаться своих родителей, так и Я подчиняется категорическому императиву своего сверх-Я.

Еще большее значение для сверх-Я имеет то обстоятельство, что оно происходит от первых объектных привязанностей Оно, т. е. от комплекса Эдипа. Это происхождение, как мы уже ука­зывали, ставит его в связь с филогенетическим наследием Оно и делает его новым воплощением прежде сложившихся Я, кото­рые оставили свой след в Оно. Тем самым сверх-Я тесно связы­вается с Оно и может быть представителем последнего по отно­шению к Я- Сверх-Я глубоко погружается в Оно и потому более удалено от сознания, чем Я2.

<. . .> Наши представления о Я начинают проясняться, его различные соотношения становятся все отчетливее. Мы видим теперь Я во всей его силе и в его слабостях. Оно наделено важ­ными функциями; благодаря своей связи с системой восприятия оно распологает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности. Обращаясь к процессам мышления, оно научается задерживать моторные разряды и приобретает гос­подство над побуждениями к движению. Это господство, прав­да, не столько фактическое, сколько формальное; по отношению к поступкам Я как бы занимает положение конституционного монарха, без санкции которого не может быть введен ни один за­кон, но который должен весьма основательно взвесить обстоя­тельства, прежде чем наложить свое veto на тот или иной зако­нопроект парламента. Всякий внешний жизненный опыт обога­щает Я; но Оно является для Я другим внешним миром, кото­рый Я также стремится подчинить себе. Я отнимает у Оно li­bido и превращает объектные устремления Оно в образова­ния Я. С помощью сверх-Я Я черпает еще темным для нас спо­собом из накопленного в Оно опыта прошлого.

Существуют два пути, при помощи которых содержание Оно может вторгнуться в Я. Один из них прямой, другой ведет че­рез идеальное Я, и избрание душевным процессом того или ино­го пути может оказаться для него решающим обстоятельством. Развитие Я совершается от восприятия влечений к господству над влечениями, от послушания влечениям к обузданию их. В этом процессе важную роль играет идеальное Я, которое яв­ляется ведь в известной степени реактивным образованием про­тив различных влечений Оно. Психоанализ есть орудие, которое дает Я возможность постепенно овладеть Оно.

Но, с другой стороны, мы видим, как то же самое Я являет­ся несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внеш-

2 Можно сказать: и психоаналитическое или метапсихологическое Я стоит на голове, подобно анатомическому Я, т. е. мозговому человечку.

267

него мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости сверх-Я- Этим; трем опасностям соответствует троякого рода страх, ибо страх есть выражение отступления. Как пограничное существо Я хочет быть посредником между миром и Оно, сде­лать Оно приемлемым для мира и посредством своих мышечных действий привести мир в соответствие с желанием Оно. Я ве­дет себя, в сущности, подобно врачу во время аналитического лечения, поскольку рекомендует Оно в качестве объекта вожде­ления (libido) самого себя со своим вниманием к реальному ми­ру и хочет направить его libido на себя. Я не только помощник Оно, но также его верный слуга, старающийся заслужить рас­положение своего господина. Оно стремится, где только возмож­но, пребывать в согласии с Оно, окутывает бессознательные ве­ления последнего своими предсказательными рационализациями, создает иллюзию послушания Оно требованиям реальности да­же там, где Оно осталось непреклонным и неподатливым, зату­шевывает конфликты Оно с реальностью и, где возможно, так­же и со сверх-Я- Будучи расположено посредине между Оно и реальностью, Я слишком часто подвергается соблазну стать льстецом, оппортунистом и лжецом, подобно государственному деятелю, который, обладая здравым пониманием действительно­сти, желает в то же время снискать себе благосклонность обще­ственного мнения.

К двум родам влечений Я относится не беспристрастно. Со­вершая свои отождествления и сублимирование, Я помогает вле­чению к смерти одержать верх над libido, но при этом оно са­мо подвергается опасности стать объектом разрушительных вле­чений и погибнуть. Желая оказать помощь, оно вынуждено на­полнить вожделениями себя самого. Я само становится, таким образом, представителем эроса, и у него самого появляется же­лание жить и быть любимым.

Но так как его работа над сублимированием в результате приводит к разъединению влечений и освобождению агрессивно­сти сверх-Я, то благодаря своей борьбе с libido Я подвергается опасности третирования и смерти. Когда Я страдает или даже погибает от агрессивности сверх-Я, то судьба его подобна судь­бе протистов, которые погибают от своих собственных продук­тов разложения. Таким продуктом разложения в экономическом смысле представляется нам действующая в сверх-Я мораль.

Из всех зависимостей Я наибольший интерес, несомненно, представляет его зависимость от сверх-Я-

Я поистине есть настоящий очаг страха. Под влиянием угро­зы со стороны троякой опасности Я развивает рефлекс бегства: оно укрывает свое собственное достояние от угрожающего вос­приятия или равнозначащего процесса в Оно и изживает его в виде страха. Эта примитивная реакция впоследствии сменяется созданием защитных приспособлений (механизм фобий). Чего страшится Я, подвергаясь опасности извне или со стороны libido Оно,— определить невозможно; мы знаем, что это страх порабо-268

щения или уничтожения, но уловить это аналитически мы неспо­собны. Я просто слушается предостережения, исходящего от принципа удовольствия. Напротив, объяснить, что скрывается за страхом Я перед сверх-Я, за страхом совести, нетрудно. От высшего существа, превратившегося теперь в идеальное Я, не­когда исходила угроза кастрации, и этот страх кастрации и есть, вероятно, ядро, вокруг которого впоследствии нарастает страх совести.

Громкое положение, гласящее: всякий страх есть в сущности страх смерти, едва ли имеет какой-нибудь смысл и, во всяком случае, не может быть доказано. Мне кажется, что мы поступим гораздо правильнее, если будем проводить различие между стра­хом смерти и боязнью объектов (реальности), а также невроти­ческой боязнью libido. Этот страх задает психоанализу тяжелую задачу, ибо смерть есть абстрактное понятие отрицательного со­держания, для которого невозможно найти бессознательного со­ответствия. Механизм страха смерти мог бы состоять лишь в том, что Я слишком широко расходует запас своего нарщистиче-ского libido, т. е. оставляет само себя, как в случаях страха ос­тавляет другой объект. Я полагаю, что страх смерти ощущается в области между Я и сверх-Я.

Нам известно появление страха смерти при двух условиях, которые, впрочем, совершенно аналогичны обычным условиям появления страха, а именно страх представляет собой или ре­акцию на внешнюю опасность, или внутренний процесс, напри­мер при меланхолии. Невротический случай снова облегчит нам понимание реальности.

Страх смерти при меланхолии допускает только одно объяс­нение: Я отчаивается в себе, потому что чувствует как сверх-Я ненавидит и преследует его, вместо того чтобы любить. Таким образом, жить означает для Я то же самое, что быть любимым сверх-Я, которое и здесь выступает в качестве заместителя Оно. Сверх-Я исполняет ту же охранительную и спасительную функцию, какую сначала исполнял отец, а затем провидение или .судьба. Но тот же самый вывод Я должно сделать и в том слу­чае, когда оно находится перед лицом чрезмерной реальной опасности, с которой оно не надеется справиться собственными силами. Оно чувствует себя покинутым всеми охраняющими его инстанциями и падает в объятия смерти. Это, впрочем, все та же ситуация, которая лежала в основе первого большого при­ступа страха в момент рождения и детского томительного стра­ха быть отделенным от охраняющей матери.

Итак, на основании изложенного страх смерти, а равно и страх совести может рассматриваться как видоизменение 'стра­ха кастрации. Принимая во внимание большое значение чувства вины у невротиков, мы не можем не признать, что обычный нев­ротический страх в тяжелых случаях усиливается благодаря развитию страха (кастрации, совести, смерти) между Я и <сверх-Я-

269

©но, к которому мы в заключение возвращаемся, лишено возможности выразить Я свою любовь или ненависть. Оно не в состоянии сказать, чего оно хочет; оно не выработало направ­ленной в одну сторону воли. Эрос и влечение к смерти борются в нем; мы видим, какими средствами одни влечения защищают­ся от других. Можно было бы дело изобразить таким образом, что Оно находится под властью немых, но могущественных вле­чений к смерти, которые пребывают в покое и, следуя указани­ям принципа удовольствия, хотят усмирить нарушителя покоя эроса, но мы опасаемся, что при этом будет недооценено значе­ние эроса.

Раздел V ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858—1917) —философ, педагог и социолог, основоположник французской социологической школы. В противоположность атомистической психологии Тарда выступил с психологической концепцией об­щественной обусловленности человеческого сознания, с позиций которой он разрабатывал социологические проблемы морали, религии, воспитания и об­разования. Дюркгейм читал курсы по социологии и педагогике в университе­тах Бордо (с 1887 г.), Сорбонны (с 1902 г.). С 1896 по 1912 гг. он издавал «Социологический ежегодник», получивший широкое признание среди специа­листов различных общественных наук. Важнейшие работы Дюркгейма: «О разделении общественного труда» ('1893, русск. пер. 1900 г.), «Правила со­циологического метода» (1895, русск. пер. 1899 г.), «Самоубийство» (1897, русск. пер. 1912 г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (19U2).