Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 73 из 97)

6 Иначе для объяснения подобного согласия необходимо было бы допус­тить, что все индивиды, в силу их мозгового устройства, аффектируются оди­наковым образом —различными частями пространства; а это тем более не­вероятно, что многие страны сами по себе в этом отношении безразличны. К. тому же деления пространства меняются с обществами, а это доказывает что они не основаны исключительно на прирожденных свойствах человека'

7 Durkheim: et Mauss. De quelques formes primitives de classification (in

8 Ibid. P. 34 и след.

9 Zflni Creation Myths, in 13th. Rep. of the Bureau of Amer. ELhnology P. 376 и след.

274

Каждая часть племени имеет свой характеристический цвет, ко­торый ее символизирует; подобно этому и каждая страна света имеет тот же цвет.

С течением времени число основных кланов колебалось; со­ответственно этому колебалось и число стран света. Таким об­разом, социальная организация служила образцом для прост­ранственной организации, являющейся как бы отпечатком пер­вой. В последней нет ничего, вплоть до деления на правую и левую стороны, что не было бы продуктом религиозных, следо­вательно, коллективных представлений 10. Аналогичные же до­казательства можно найти и относительно понятий рода, силы, личности и действенности. Позволительно даже спросить, не зависит ли от социальных условий и понятие противоречия. Ду­мать так нас побуждает то, что власть, которую оно получило над мыслью, изменялась в зависимости от времени и состава человеческих обществ. Принцип тождественности теперь господ­ствует в сфере научной мысли; но существуют обширные систе­мы представлений, игравших значительную роль в истории идей, где этот принцип сплошь и рядом не признавался: это мифоло­гия, начиная с самых грубых и кончая самыми утонченны­ми и.

Здесь постоянно ставится проблема бытия, обладающего од­новременно самыми противоречивыми атрибутами: единством и множественностью, материальностью и духовностью, способ­ностью подразделяться до бесконечности, ничего не теряя из своего состава, и т. д.

Именно в мифологии является аксиомой, что часть равна целому. Эти колебания, испытанные началом тождественности, управляющим современной логикой, доказывают, что оно, буду­чи далеко не извечным свойством в умственной природе чело­века, зависит хотя бы только от части, от факторов историче­ских, а следовательно, социальных. Мы не знаем в точности, каковы эти факторы; но мы имеем право думать, что они дей­ствительно существуют 12.

10 Hertz, La preeminence de la main droite. Etude de polarite religieu-se // Rev. Philos. Декабрь, 1909. Относительно того же вопроса см.: Rat-zel. Politische Geographie, главу под названием «Der Raum im Gerist der Volker».

11 Мы не хотим сказать этим, что мысль мифологическая игнорирует принцип тождественности, но лишь то, что она более часто и более открыто его нарушает, чем мысль научная. И обратно, мы покажем, что и наука не может не нарушать его, несмотря на то что она более добросовестно сообра­зуется с ним, чем мысль религиозная. Между наукой и религией как в этом, так и в других отношениях существует только различие в степени.

12 Эта гипотеза была уже предложена основателями «психологии наро­дов». Она указана в статье Виндельбапда «Erkenntnisslehre unter dem vol-kerpsychologischen Gesichtspunkte» (Zeitsch. f. Volkerpsychologie. VIII. S. 166 и след.). См. также заметку Штейнталя по тому же вопросу (Ibid. Р. 178 и след.)".

275

При допущении этой гипотезы проблема познания получает новую постановку. До настоящего времени на этот счет имелись лишь две доктрины. Для одних категории были невыводимы из опыта: они логически предшествовали ему и являлись условием его возможности. Вот почему и говорят о них, что они априор­ны. Для других, напротив, они построены из отдельных опытов индивидуальным человеком, который и является настоящим творцом их 13.

Но то и другое решения вызывают серьезные возражения. Приемлем ли тезис эмпиристов? При утвердительном ответе пришлось бы отнять у категорий, все их характеристические свойства. Они отличаются от всех других знаний своей всеобщ­ностью и необходимостью. Они — наиболее общие понятия, ко­торые в силу того, что они приложимы ко всему реальному и не связаны ни с каким объектом в частности, независимы от каждо­го отдельного субъекта. Они являются общей связью, соединяю­щей все умы, перекрестком, на котором они необходимо встре­чаются уже потому, что разум, представляющий собой не что иное, как совокупность основных категорий, облечен таким ав­торитетом, из-под власти которого мы не можем освободиться по произволу. Когда мы пытаемся восстать против него, освобо­дить себя от некоторых из таких основных понятий, мы натал­киваемся на самое живое сопротивление. Следовательно, кате­гории не только не зависят от нас, но, напротив, они предписы­вают нам наше поведение. Эмпирические же данные имеют диа­метрально противоположный характер. Ощущение и образное представление относятся всегда к определенному объекту или к совокупности объектов определенного рода; они выражают пре­ходящее состояние отдельного сознания: они в существе своем индивидуальны и субъективны.

В силу этого мы можем относительно свободно распоряжать­ся представлениями, имеющими подобное происхождение. Прав­да, когда ощущения переживаются нами, они нам навязывают­ся фактически. Но юридически мы остаемся хозяевами их, и от нас зависит, рассматривать их так или иначе, представлять их себе протекающими в ином порядке и т. п. По отношению к ним ничто не связывает нас. Таковы два вида знаний, представляю­щие собой как бы два полюса ума. В подобных условиях вы­вести разум из опыта — значит заставить его исчезнуть, ибо та-

13 Даже по теории Спенсера категории—'результат индивидуального опыта. Единственное различие, имеющееся на этот счет между заурядным эмпиризмом и эмпиризмом эволюционным, заключается в том, что, согласно последнему, результаты индивидуального опыта закрепляются при помощи наследственности. Но это закрепление не придает им ничего существенно но­вого; оно но вводит в них никакого элемента, который бы возник помимо индивидуального опыта. А та необходимость, с которой категории мыслятся нами теперь, в глазах эволюционной теории есть лишь продукт иллюзии, пред­рассудок, пустивший прочные корни в нашу мозговую организацию, но не имевший основания в природе вещей.

276

кон вывод равносилен сведению всеобщности и необходимости, характеризующих разум, к простым видимостям, к иллюзиям, которые могут быть практически удобны, но которые не имеют под собой никакой реальной почвы. Это значит также отказать­ся признать объективную реальность логической жизни, упоря­дочение и организация которой, и являются главной функцией категорий. Классический эмпиризм примыкает к иррапионализ-му и часто сливается с ним.

Априористы, несмотря на смысл, обычно придаваемый этому ярлыку, более почтительны к фактам. Они не допускают как самоочевидную истину того, что категории созданы из одних и тех же элементов, что и наши чувственные восприятия, они сис­тематически не оголяют их, не лишают их реального содержа­ния, не сводят их к пустым словесным построениям. Напротив, они признают все их характеристические черты. Априористы суть рационалисты. Они верят, что мир имеет и логическую сто­рону или грань, находящую свое высшее выражение в разуме. Однако для этого им приходится приписать разуму некоторую способность переходить за пределы опыта и нечто присоединять к тому, что ему дано непосредственно. Но беда их в том, что они/ не объясняют этой странной способности, так как нельзя же считать объяснением утверждение, что она присуща природе человеческого ума. Нужно было бы показать, откуда берете? это удивительное превосходство наше и каким образом мы мо­жем находить в вещах отношения, которые не может дать нам непосредственное наблюдение самих вещей. Сказать, что сам опыт возможен лишь при этом условии,— значит изменить, пе­редвинуть, а не решить задачу. Ибо дело идет именно о том, почему опыт сам по себе недостаточен и предлагает условия, которые для него являются внешними и предшествующими. От­вечая на этот вопрос, иногда прибегали к фикции высшего или божественного разума, простой эманацией которого является разум человека. Ио эта гипотеза имеет тот недостаток, что она висит в воздухе, не может быть экспериментально проверена и, следовательно, не удовлетворяет условиям, предъявляемым к научной гипотезе. Сверх того категории человеческой мысли ни­когда не закреплялись в одной неизменной форме. Они созда­вались, уничтожались и пересоздавались беспрестанно; они из­менялись в зависимости от времени и места. Божественный же разум, напротив, одарен противоположным свойством. Каким же образом его неизменность может объяснить эту непрерыв­ную изменяемость?

Вот два понимания, которые в течение веков борются друг с другом, и если этот спор все еще продолжается, то тольк© потому, что аргументы обеих сторон почти равносильны. Разум как форма одного лишь индивидуального опыта означает отсут­ствие разума. .

С другой стороны, если за разумом признать способности, ему бездоказательно приписываемые, то этим самым мы как будто

277

ставим его вне природы и вне науки. При наличности прямо противоречивых возражений решение остается неопределенным. Но если допустить социальное происхождение категорий, то де­ло примет тотчас же совершенно иной оборот.

Основное положение априоризма гласит, что знание состоит из двоякого рода элементов, несводимых друг к другу и. Наша гипотеза удерживает целиком этот принцип. В самом деле, зна­ния, которые зовутся эмпирическими, которые одни всегда слу­жили теоретикам эмпиризма для обоснования их взглядов на разум,— эти знания возникают в нашем уме под прямым дейст­вием объектов. Следовательно, мы имеем тут дело с индивиду­альными состояниями, которые всецело объясняются психиче­ской природой индивида. Напротив, если категории (как мы ду­маем) являются существенно коллективными представлениями, они выражают собой прежде всего те или другие состояния кол­лективности, они зависят от ее состава и способа организации, от ее морфологии, от ее институтов — религиозных, моральных, экономических и т. д. Следовательно, между этими двумя рода­ми представлений существует такое же расстояние, какое отде­ляет индивидуальное от социального. Нельзя поэтому выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое — из части, сложное — из простого 15.