Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 74 из 97)

Общество есть реальность sui generis, оно имеет собствен­ные свойства, которых нельзя найти вовсе или в той же самой форме в остальном мире. Поэтому представления, которые его выражают, имеют совершенно иное содержание, чем представ­ления чисто индивидуальные, и заранее можно быть уверенным, что первые прибавляют кое-что ко вторым.

Даже самый способ образования тех и других ведет к их дифференцированию. Коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали

14 Может быть, удивятся тому, что мы не определяем априоризм как ги­потезу врожденных идей, но в действительности понятие врожденности игра­ет лишь второстепенную роль в априорической доктрине.

15 Не нужно, однако, понимать эту несводимость абсолютным образом; мы не хотим сказать, что в эмпирических представлениях пет ничего, что не предвещало бы представлений рациональных, а равно, что в индивиде ист ничего, что не могло бы рассматриваться как проявление социальной жизни. Если опыт был бы чужд всего рационального, то разум не мог бы к нему прилагаться; точно так же, как если бы психическая природа индивида была абсолютно неспособна к социальной жизни, общество было бы невозможно. Полный анализ категорий должен, следовательно, найти, даже и в индиви­дуальном сознании, зародыши рациональности. Мы в дальнейшем изложении вернемся к этому вопросу. Все, что мы хотим обосновать здесь, сводится к тому, что между нерасчлененными зародышами разума и разумом в собст­венном смысле имеется расстояние, близкое к тому, какое отделяет свойства минеральных элементов, из которых состоит живое существо, от характери­стических атрибутов жизни после ее возникновения.

278

и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколе­ний накопляли свой опыт и свои знания. Поэтому в них как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида. Отсюда понятно, почему разум обладает спо­собностью переходить за пределы эмпирического познания. Он обязан этим не какой-нибудь неизвестной мистической силе, а просто тому факту, что человек, согласно известной формуле, есть существо двойственное. В нем — два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме и круг дея­тельности которого вследствие этого оказывается узкоограни­ченным, и существо социальное, которое является в нем пред­ставителем наивысшей реальности интеллектуального и мораль­ного порядка, какую мы только можем познать путем наблюде­ния,— я разумею общество. Эта двойственность нашей приро­ды имеет своим следствием в порядке практическом несводи­мость морального идеала к утилитарным побуждениям, а в по­рядке отвлеченной мысли — несводимость разума к индивиду­альному опыту. В какой мере индивид причастен к обществу, в той же мере он естественно перерастает самого себя и тогда, когда он мыслит, и тогда, когда он действует.

Тот же социальный характер позволяет понять, откуда про­исходит необходимость категорий. Говорят, что идея бывает не­обходимой тогда, когда она, благодаря своей внутренней цен­ности, сама навязывается уму, не нуждаясь в каком бы то ни было доказательстве. Следовательно, в ней есть нечто принуди­тельное, что вызывает согласие без предварительного изучения. Априоризм постулирует, но не объясняет эту своеобразную си­лу категорий. Сказать, что категории необходимы, потому что они неразрывно связаны с деятельностью мысли,— значит прос­то повторить, что они необходимы. Если же они имеют проис­хождение, которое мы им приписываем, то их превосходство пе­рестает заключать в себе что-либо удивительное.

И в действительности они выражают -собой наиболее общие из отношений, 'существующих между вещами. Превосходя своей широтой все другие понятия, они управляют всеми сторонами нашей умственной жизни. Поэтому, если бы в один и тот же пе­риод истории люди не имели однородных понятий о времени, пространстве, причине, числе и т. д., всякое согласие между от­дельными умами сделалось бы невозможным, а следовательно, стала бы невозможной и всякая совместная жизнь. В силу этого общество не может упразднить категорий, заменив их частны­ми и произвольными мнениями, не упразднивши самого себя. Чтобы иметь возможность жить, оно нуждается не только в мо­ральном согласии, но и в известном минимуме логического еди­номыслия, за пределы которого нельзя было бы переступать по произволу. Вследствие этого общество всем своим авторитетом давит на своих членов и стремится предупредить появление «от­щепенцев». Если же какой-нибудь ум открыто нарушает общие

279

нормы мысли, общество перестает считать его нормальным че­ловеческим умом и обращается с ним как с субъектом патоло­гическим. Вот почему, если в глубине нашего сознания мы по­пытаемся отделаться от этих основных понятий, мы тотчас же почувствуем, что мы не вполне свободны, мы встретим непрео­долимое сопротивление и внутри и вне пас. Извне нас осудит общественное мнение, а так как общество представлено также н в нас, то оно будет сопротивляться и здесь, противополагая наше внутреннее «я» этим революционным покушениям, благо­даря чему у нас и получится впечатление, что мы не можем уп­разднить категорий, не рискуя тем, что наша мысль перестанет быть истинно человеческой мыслью. Авторитет общества 16 в тесном союзе с известными видами мышления является как бы неизбежным условием всякого общего действия. Необходимость как основная черта категорий не составляет, следовательно, результата простых навыков ума, от которых он мог бы освобо­диться путем соответственных усилий; она тем не менее может быть физической или метафизической необходимостью, так как категории изменяются сообразно времени и месту, но она есть особый вид моральной необходимости и в умственной жизни иг­рает ту же роль, какую моральный долг играет по отношению к нашей волевой деятельности 17.

Но если категории сызначала выражают только социальные состояния, не следует ли отсюда, что они могут прилагаться к остальной природе лишь в качестве метафор? Если они возник­ли единственно с целью ближайшего определения социальных явлений, то могут ли они быть распространены на другие раз­ряды фактов иначе, как условно? В силу этих соображений за ними, когда мы их прилагаем к явлениям мира физического или биологического, не следует ли признать лишь значение искусст­венных символов, полезных только практически? Таким обра­зом, мы с известной точки зрения как будто снова возвращаем­ся к номинализму и эмпиризму.

10 Наблюдения показывают, что социальные волнения имели почти всегда своим следствием усиление умственной анархии. Это служит лучшим доказа­тельством тому, что логическая дисциплина есть лишь особый вид социальной дисципины. Первая ослабляется, когда ослабляется вторая.

17 Между этой логической необходимостью и моральным долгом есть ана­логия, но нет тождества, по крайней мере в настоящее время. Теперь обще­ство иначе обходится с преступниками, чем с субъектами, одержимыми лишь умственной ненормальностью, а это служит доказательством, что авторитет логических норм и авторитет, принадлежащий нормам моральным, несмотря на значительные сходства, имеет все же различную природу. Это два раз­личных вида одного и того же рода. Было бы интересно исследовать, в чем состоит и откуда проистекает это различие, которое едва ли можно считать первобытным, так как в течение долгого времени общественное мнение плохо различало помешанного от преступника. Мы ограничиваемся здесь простым указанием проблемы. Из сказанного выше видно, сколько интересных задач может возбудить анализ понятий, считающихся обычно элементарными и простыми, в действительности же являющихся в высшей степени сложными,

280

Но толковать как социологическую теорию познания—это значит забывать, что если общество и представляет специфиче­скую реальность, однако оно в то же время не есть государство в государстве; оно составляет часть природы, ее наивысшее про­явление. Социальное царство есть царство естественное, отли­чающееся от других царств природы лишь своей большей слож­ностью. Основные отношения между явлениями, выражаемые категориями, не могут поэтому быть существенно различными в различных царствах. Если в силу причин, которые будут иссле­дованы нами, они и проявляются более отчетливо в социальном мире, 'ю отсюда не следует, чтобы они не существовали и в ос­тальной природе, хотя и под более скрытыми формами. Обще­ство делает их более очевидными, но они не являются его ис­ключительной особенностью. Вот почему понятия, созданные по 'Образцу и подобию социальных фактов, могут помочь нашей мысли и тогда, когда она обращена на другие явления приро­ды. Если в силу того только, что это — понятия, построенные умом, в них имеется нечто искусственное, то мы должны ска­зать, что искусство здесь по пятам следует за природой и стре­мится все более и более слиться с нею 18. Из того, что идеи вре­мени, пространства, рода, причины построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной цен­ности. Напротив, их социальное происхождение скорее ручается за то, что они имеют корни в самой природе вещей 1Э.

Обновленная таким образом теория познания кажется при-.званной соединить в себе положительные достоинства двух се-перничающих теорий без их явных недостатков. Она сохраняет все основные начала априоризма, по в то же время вдохнов­ляется духом того позитивизма, которому пытался служить эм­пиризм. Она не лишает" разум его специфической способности, но одновременно объясняет ее, не выходя за пределы наблюдае­мого мира. Она утверждает как нечто реальное двойственность пашей умственной жизни, но сводит ее к ее естественным при-