Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 8 из 97)

Представители вюрцбургской школы полагали, что с по­мощью метода интроспекции они открыли новый вид психиче­ских элементов, но понятие сознанности не получило статуса признанного в отношении ощущения и образа. Вместо этого го­ворили об открытии вюрцбургской школой безобразного мыш­ления, и многие именно это ставили ей в упрек: открытие носит чисто негативный характер, пусть мысли — это не образы, по что же они такое? Титченер, правда, считал, что он знает от­вет на этот вопрос. По Титченеру, мысли о которых говорят вюрцбуржцы, представляют собой отчасти сознательные отно­шения (attitudes), которые являются смутными, мимолетными паттернами ощущений и образов, отчасти — значениями и суж-

28

дениями, которые должны быть исключены из психологии, ибо задача их изучения не является адекватной описанию [80].

С высоты прошедших 40 лет мы видим, что главный вклад этой школы — это понимание важности неосознанной задачи п детерминирующей тенденции. Течение мысли детерминируется неосознанно — вот вывод, который был подготовлен духом вре­мени в период его открытия: тогда же Фрейд обнаружил, что область мотивации обычно недоступна интроспекции. Однако вывод Кюльпе несколько отличался от такого понимания. Он считал, что наличие едва уловимых созиашгостен в сознании установлено достоверно, но при этом называл их функциями, чтобы отличить от ощущений и образов классической интро­спекции, которые называл содержаниями [43]. Функция и со­держание— вот два вида данных о сознании, составляющие вместе то, что обозначается как двухчастная психология позд­него Кюльпе. Так своим выбором Кюльпе объединял интро­спекцию Вундта с интроспекцией Брептапо. Он также способ­ствовал грядущему протесту против вупдтовой интроспекции со стороны гештальтпеихологии.

Осознанность умственной активности

В то время почти все философы и психологи были дуалис­тами, а большинство психологов к тому же еще и психофизиче­скими параллелистами. Если вы полагаете, что явления созна­ния зависят от процессов в мозгу, но полностью отделены и отличны от ггих, тогда вы должны допускать и некоторый род интроспекции или внутреннего восприятия, посредством которо­го вы получаете свидетельства о психических явлениях. Бихе­виористский монизм XX в. был неизвестен в XIX в. Вера в не­который род интроспекции была общей и для психологии и для обыденного сознания.

Обращение к интроспекции было особенно важно для пси­хологии акта, которая заявляла, что тщательное и беспристра­стное исследование сознания показывает, что оно состоит не из стабильных элементов, подобных образам и и ощущениям, по из иитенциональных актов, направляемых на объект, или актов, сознательно устремляемых к цели [8. Р. 439—-456, 715-—721]. Мы уже видели, что Брентано защищал интроспекцию как са­модостоверную (self-validating). Он был представителем нн-теициональной психологии акта и, будучи современником Вунд­та, сформулировал дилемму между вундтовскими элементами сознания п своими актами [12]. Брентано оказал влияние на субъект-объектно-конативную психологию (волевого действия) Джеймса Уорда 1886 г., пересмотренную им в 1918 [87], а Уорд повлиял на Макдугалла, который, несмотря на то что уже раз определил психологию как науку о поведении, разработал в 1923 году целевую психологию — такую систему, в которой

29-

цель и стремление выступили характеристикой любой психиче­ской активности [51].

В Германии Штумпф, стимулируемый учением Брентано о психических актах и аргументами Гуссерля в пользу феноме­нологии как наипростейшего описания опыта [29], пришел к выводу, что вундтовская интроспекция производит данные фе­номенологии, однако собственно психология скорее всего со­стоит из актов (Брентано), или, как Штумпф называл их, пси­хических функций [76]. Таким образом, будет правильно ска­зать, что к 1915 году и Штумпф и Кюльпе верили, что существу­ют два рода интроспективных данных: с одной стороны, фено­мены (Штумпф) и элементы (Кюльпе), с. другой — оба верили в функции (акты). Кюльпе был склонен думать, что функции наблюдаются ретроспективно (rtickschauende Selbstbeobach-tung), а элементы — немедленно (anschauende Selbstbeobach-tung) [43. P. 42—45].

За исключением Титченера и его сподвижников, американ­ская психология все время стремилась быть практической и функциональной в дарвиновском смысле. Как таковой ей было предопределено стать бихевиористской. Поэтому интересно от­метить, что ранняя американская функциональная психология Джемса, Дьюи, Энджелла и чикагской школы была интроспек­тивной. Организмы приобрели сознание вследствие его адап­тивной функции, гласил их довод. «Когда ровное течение при­вычного действия прерывается внешними событиями, тогда, чтобы решить проблемы организма,— говорил Джейли Энд-желл,— включается сознание» [29. Р. 276—278]. Именно в си­лу того, что функциональная психология рассматривала данные сознания как нечто существенное для понимания приспособле­ния человека к своему окружению, Уотсон, закладывая основы бихевиоризма, провозгласил, что он столь же против функцио­нальной психологии, сколь и против иитроспекционизма.

Феноменологическое описание

Следующий протест против устоев классической интроспек­ции связан с открытиями гештальтпсихологии, вообще говоря, с открытиями Вертгеймера, изложенными в его работе в 1912 г, по восприятию движения [94]. Вертгеймер исследовал условия возникновения видимого движения. Оказывается, можно на­блюдать движение и тогда, когда стимульный объект не дви­жется, как в случае дискретного стимула, т. е. видимое движе­ние— это явление сознания, а не физическое явление. Клас­сическая интроспекция потребовала бы описывать восприни­маемое движение в терминах или элементов сознания, или ум­ственных процессов, или образов и ощущений, или возможно, качеств ощущений. Однако Вертгеймер думал, что любое обра­щение в анализе к этим понятиям будет излишним. Восприни­маемое движение может быть признано само по себе, условия, 30

вызвавшие его, можно изучить — зачем же тогда возиться с эти­ми лейпцнгскимивидимостями объяснения? Так как видимое дви­жение, таким образом, может быть немедленно принято как идентифицируемый феномен, Всртгеймер назвал его «фи-фено-меном». В 1912 г. идея феноменологии витала в воздухе. Гуссерль использовал этот термин для обозначения свободного бесприст­растного описания опыта («бытия») [29]—Штумпф перенял его [76]. Таким образом, Кёлер и другие психологи стали го­ворить о данных прямого опыта всегда как о феноменах, избе­гая всех тех слов, что ассоциировались с классической интро­спекцией. Позднее именно такое феноменологическое наблюде­ние стало техникой, сменившей интроспекцию [8. Р. 601—607].

Эта Magna Carta феноменологии вскоре вызвала к жизни множество хороших исследований в большинстве своем по про­блемам восприятия. Работа Катца по константности яркости [34], выполненная в лаборатории Г. Э. Мюллера, даже не­сколько предшествовала работе Вертгеймера, а классическое исследование фигуры и фона Рубина i[68| появилось лишь не­много позже. Началась целая серия поисков законов восприя­тия формы — исследований, в которых были введены новые опи­сательные понятия, как-то: организация и артикуляция, и но­вые функциональные понятия, такие, как близость, замкну­тость, перенос и константность [8. Р. 611—614].

Почти все эти исследования восприятия проводились в духе дуализма. Это выражалось в попытках отыскать стимульные условия или же структуры мозга, необходимые и достаточные для осуществления процесса восприятия. Вертгеймер, Кёлер и Коффка — все они поддерживали принцип изоморфизма, т. е. гипотезу о том, что. структура поля восприятия топологически подобна структуре поля соответствующих процессов мозга, и, хотя ни гештальтпеихология, ни экспериментальная феномено­логия не выдвигают изоморфизм в качестве базового понятия, тем не менее изоморфизм требует определенного дуализма. И таким образом оба явления восприятия и физиологические процессы мозга объединяются этим термином в психофизиоло­гическом соответствии друг другу. Прекрасная книга Кёлер а 1920 г. «Физические гештальты» отстаивала именно эту точку зрения [36].

Одновременно с тем, как гештальтпеихология набирала си­лу, слабела классическая интроспекция. Работа Вертгеймера по феноменальному движению появилась в 1912 г. [94]. Кюльпе умер в 1915 г. Кёлер работал с обезьянами на острове Тенериф во время первой мировой войны, тогда же он применил новые феноменологические принципы к описанию психологии обезьян [35]. Студенты Коффки были заняты публикациями статей по проблемам восприятия. В 1920 г. умер Вундт, т. е. в тот год, когда Кёлер опубликовал «Физические гештальты» [36]. В 1922 г. Кёлер прибыл в Берлин, чтобы ' сменить Штумпфа. В 1921 г. гештальтпеихологи начали издавать новый журнал

31

«Psychologische Forshung», отражающий их интересы, Вертген-мер использовал страницы его ранних выпусков для выступле­ний против классической интроспекции [94]. Коффка изложил их суть на английском языке для американцев в 1922 г. [38]. В 1927 г. умер Титченср. «Гештальт-психология» Кёлера поя­вилась в 1929 г. '[37], а «Принципы» Коффки — в 1935 г. [39]. Можно сказать, что к 1930 г. феноменологическое наблюдение одержало победу над классической интроспекцией.

Гитлер был причиной того, что способные плодотворно ра­ботать гештальтпсихологн переехали в Америку. Победа фено­менологии, которой способствовала смерть Титченера, не была триумфальной, так как другие силы толкали американскую психологию к бихевиоризму. Тем не менее феноменология ос­тавалась не только уважаемой, но и оказывалась полезной при разработке многих психологических проблем, о чем свидетель­ствует недавнее феноменологическое исследование видимого мира, выполненное Гибсоном [26]. Итак, здесь мы подошли к тому, что можем сказать: интроспекция все еще практикуется, если не ограничивать термин интроспекция его корнелльско-лейпцигским значением.

Протоколы пациентов