Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 9 из 97)

Внимание, которое современная психология уделяет бессо­знательному, заставляет ее дополнительно заниматься пробле­мами сознания. Так психоанализ подчеркивает важность для терапии перевода вытесненных идей из области бессознатель­ного в сферу сознания. И когда в процессе анализа пациент, лежа на кушетке, сыплет ассоциациями, тем самым он дает аналитику информацию именно о своем сознании (Kundgabe), хотя и обходится без классической интроспекции. Когда же и как психопатология занялась содержанием сознания?

Почти всегда первое проявление того, что сейчас мы назы­ваем душевной болезнью, лежит в ненормальном, неадекват­ном поведении. Аномальная личность, будь то ведьма или боль­ной, вначале привлекают наше внимание странным, вызываю­щим поведением. Явными симптомами, требующими общест­венных мер лечебного или предохранительного характера, •обычно и являются не сообщения о видениях или жалобы на голоса, а такие отклонения в поведении от нормы, которые при­чиняют неудобства другим. Однако психопатология, выросшая в духе веры в дуализм, в главном никогда не была бихевио­ристской. В ней всегда существовала презумпция сознательно­сти: сознательным считалось состояние ведьмы, хотя дьявол, возможно, завладел ее волей, позднее относили к сознатель­ным явлениям галлюцинации и иллюзии истерических больных также. Субъективизм, всегда стоящий за этими симптомами, не часто выражался открыто до конца XIX в.

Сообщение Зильбурга проясняет то, как из понимания одер­жимости дьяволом начиналась идея душевных расстройств

32

У9б; 99]. По отношению к одержимым и умалишенным, кроме людей знатных, терапия состояла из дисциплины, угроз, оков и побоев. Ценность таких средств была разве что в том, чтобы дать разрядку тем, кто осуществлял наказание. Даже Возрож­дение, которое, говорят, «открыло человека», не освободило этих несчастных жертв нетерпимой богословской самонадеян­ности. Только в начале XIX в., благодаря Пипелю и его после­дователям, наступил поворот к гуманному лечению. В течение XVII и XVIII вв. в качестве субъективных данных о причинах душевных расстройств выступают сообщения о меланхолии (иногда оканчивающейся самоубийством), страстях, бредовых состояниях («ошибках рассудка»), фантазиях, раздражительно­сти, настроениях и гневе, сплине (хандре), ипохондрии, истери­ческих расстройствах, любви. Злым духом могла быть женская галлюцинация, иллюзия, проекция желания или же неверное представление о том, что думают о ней другие люди. Реформы XIX в. о гуманном лечешга душевнобольных и появление поня­тия душевной болезни (Пинель, 1801) немного сделали для субъективизации психопатологии [61]. Теория гипноза — так был назван научный преемник месмеризма,—принадлежащая Бренду, была основана на понимании внушения принципиаль­но как психической, а не сознательной сущности [11]. Льебель же с помощью гипноза лечил радикулит; осуществлял ли па­циент самонаблюдение, когда говорил, что существует боль? Льебель был дуалистом, так как название его книги утвержда­ет, что он изучал «воздействие души на тело» (l'aclion de la morale sur le physique) —это был трактат о психосоматической медицине 1866 г. [45]. Позже Шарко описал признаки истерии, а равно, как он полагал, и гипноза, но большая часть этих при­знаков была описана им не в терминах сознания, а представля­ла собой такие явления, как анестезия, амнезия, кататоиия [15, III, IX]. Крепелпп, некогда ученик Вундта, создатель клас­сической системы душевных болезней, достигшей зрелости око­ло 1896 года, установил базовое разделение на маниакально-депрессивные психозы, шизофрению и слабоумие [40]. Таким образом, он признал эйфорию, депрессию и галлюцинации симптомами душевной болезни, но этого совсем не достаточно, чтобы сказать, что его психиатрия основывалась на некотором роде интроспекции.

Все же последняя декада XIX в. была тем десятилетием, когда психопатология стала по-настоящему психологической дисциплиной. Оно было отмечено появлением вначале Жане, а потом Фрейда. Классическое исследование симптомов истерии Жане появилось в 1892 г. [33], а замечательная книга Фрейда о толковании сновидений —в 1900 г. [24]. Теория истерии Жа­не, сформулированная в понятиях диссоциации и сокращения поля внимания, была психологической, хотя и не интроспектив­ной. Фрейд совместно с Брейером открыли разговорный метод — talking cure, из которого возник психоанализ [13]. В течение

2—221 33

настоящего столетия психоанализ оказал глубокое воздействие на психиатрию. В психиатрию не только перешли многие поло­жения психоанализа, хотя система в целом отвергалась, но и само психиатрическое интервью было приспособлено как для анализа сознания, так и для перевода в сознание тех забытых фактов, отсутствие которых составляло симптом психической болезни. В наше время интервью и кушетка используются как средства оеобого рода интроспекции, которая тщательно иссле­дует сознание и стремится перевести забытое через порог.

Один из наиболее ясных призывов к использованию само­наблюдения в патопсихологии был сделан Мортоном Принсом, сторонником Жане в Америке, который долго занимался изуче­нием расщепленных перемежающихся личностей, а позднее на­стаивал на возможности их одновременного функционирования. Однажды Принс высказал предположение о том, что интроспек­тивные отчеты можно получить одновременно от двух сознатель­ных личностей, даже если они имеют всего один набор рецеп­торов и эффекторов. Можно, думал он, одной личности задавать вопросы в письменной форме, т. е. зрительно, а отчет получать устный, в то время как другой личности вопросы предъявлять на слух, а ответы получать письменно. Это трудная форма раз­деления. Когда она была апробирована, то оказалось, что про­токолы большей частью состоят из заученных клише или бес­смыслицы [69]; тем не менее протоколы пациентов Принса— это некоторого рода интроспекция. Операционалнст может, ко­нечно, представить эти протоколы в виде различных реакций, так как любое сознание сообщает данные, которые могут быть описаны в бихевиористских терминах. Однако этот факт не из­меняет ощущения реальности того, что психопатологи имеют как в отношении сознания, открывающегося через интроспек­цию, так и в отношении бессознательного, наблюдаемого с по­мощью опосредствующих техник.

Психофизика

Дуализм души и тела, спиритуализма и материализма — ду­ализм, господствовавший в XIX в., привел Фехнера, погружен­ного в борьбу с материализмом за установление спиритуалисти­ческого монизма, к открытию психофизики [22J. Измерив фи­зический стимул и физическое ощущение и показав, как интен­сивность последнего зависит от интенсивности первого, Фехнер думал, что поместил дух и материю в единую систему коорди­нат. Его успех в разработке и стандартизации классических психофизических методов, которыми пользуются и поныне, спо­собствовал тогдашнему психофизическому параллелизму, хотя у самого Фехнера цель была другая. Для психофизики стимул выступал как независимая переменная. Ощущения или относи-34

тельные интенсивное!ц двух ощущений, или расстояние между двумя ощущениями были доступны интроспекции и таким обра­зом соствляли в психофизическом эксперименте зависимую пе­ременную. Этот вид интроспекции целое столетие оставался весьма полезным в экспериментальной психологии, и сегодня он сохраняет свое значение, хотя, конечно же, операциолализм толкует его в терминах бихевиоризма.

Предпринимавшиеся до Фехиера попытки решения проблем чувствителыюеш были вполне психофизическими. Исследова­тели определяли и абсолютные и дифференциальные пороги. Когда в 1760 г. Бугер измерял дифференциальный порог ярко­сти, он полагался на суждения наблюдателя о том моменте, когда тень па экране становилась едва заметной [10. Р. 51]. Вебер, формулируя в 1834 г. свой психофизический закон, так­же опирался на подобные суждения [92. Р. 44—175]. Развитию сенсорной феноменологии способствовало открытие закона ко­решков рпишюмозговых нервов (1811, 1822), который показал, что чувствительные нервы заключают сами в себе ряд проблем. Закон специфических энергий органов чувств Иоганнеса Мюл­лера (1826, 1838) в известном смысле был психофизикой, так как в нем было проведено различение между качеством ощуще­ния и свойством стимула, вызывающего это ощущение [56. Р. 44—55, 57, II]. Много из этих ранних примеров психофизики, особенно количественной, было рассмотрено Титченером [78, II, pi. ii. P xiti-cxvi]. Her нужды особо останавливаться на том, что параллелизм был общепринятой теорией столетия, и что психофизика складывалась из наблюдения связен, большей частью количественных, между элементами души и тела. В том, что можно наблюдать душу подобно чувственному опыту, ник­то не сомневался.

По меньшей мере полстолетия (1860—1910) психофизика процветала вместе с классической интроспекцией, в чем-то под­чинившись ей. Так, например, думали, что наблюдатель дол­жен быть специально тренирован для того, чтобы давать па­дежные результаты. Титченер, как мы уже видели, предостере­гал от ошибки стимула [5, 79. Р. 202], н он и Вундт верили в неуместность контрольных стимулов (Vexirversuche). Напри­мер, определяя пространственный порог осязания, вы варьиру­ете расстояние между остриями эстезиометра согласно некото­рой стандартной процедуре, но не придерживаетесь одних и тех же точек на коже для контроля, если вы (настоящий) класси­ческий илтроспекциопист. Контроль же лежит в тренировке на­блюдателя с целью избегания ошибки стимула. Если он гово­рит «два», когда стимул один, это не значит, что он ошибается, так как интроспекция пе может лгать или по меньшей мере, как тогда думали, хорошая интроспекция тренированных наблюда­телей не может лгать очень сильно. В любом случае утвер­ждать, что одноточечный стимул не может вызвать двухточеч­ного восприятия, значит предвзято судить об эксперименте, ко-2* 35

торый должен ответить, что же мы чувствуем при каждом зна­чении стимула.

Тот же подход к интроспекции виден и в вундтовском мето­де идентичных серий для исследования узнавания [66. Р. 24— 30]. В этом методе наблюдателю предъявляется серия объек­тов-стимулов; через некоторое время в качестве теста дается та же серия, и испытуемый должен указать опознанные эле­менты. Новые элементы в качестве контрольных в серию не вводятся. Испытуемый знает, что серии одни и те же, но вы до­веряете ему в его самонаблюдении, надеясь, что он не сообщит вам об узнавании, если не почувствует его — в конце концов никто, кроме него, не откроет вам тайну его сознания. Если вы возлагаете всю эту ответственность на испытуемого, то неуди­вительно, что тренировка становится важной.