Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 97 из 97)

Психология элементов, напротив, только тогда методически оправдана, когда она исследует последнее различимое содер­жание каждый раз по отношению к частным структурам (или отдельным достижениям) и, наконец, к тотальной структуре. Таким образом, она методически зависит от структурной психо­логии и следует за ней. Представления, чувства и волевые акты участвуют как при чистом познании, так н при воплощении тех­нической идеи или в эстетической деятельности. По каждый раз в одной совершенно особенной органической связи. Это можно выразить так: представления, чувства и желания сами по себе являются бессмысленным материалом. Психология элементов, взятых сами по себе, если она проводится методически строго, была бы также наукой о частях, чуждых смыслу, как и наука о природе, которая строит природу из материальных элемен­тов и также никогда не сможет прийти к постижению смысла всего происходящего в природе. Лишь внутри структуры душев­ные элементы получают смысловую связь, подобно тому как в имманентных смысловых связях находятся части организма. Тогда, например ,связь представлений превращается в последо­вательность предметов значения—в противоположность элемен­тарной чисто субъективной игре ассоциаций; или они получают эстетический смысл, если они выступают в закономерной струк­туре, которая соответствует эстетической установке, я т. п.

С этим различием совпадает и дальнейшее. Так как в струк­турах господствуют объективные законы построения, хотя и не всегда в полной чистоте, они создают выходящий за рамки еди-

369

ничного смысл, доступны для других. Те же самые переплете­ния субъективных духовных функций, посредством которых ду­ховная деятельность создает сверхиндивидуальный смысл, я на­зываю объективным смысловым образованием. Поскольку душа является не только биологической, но духовной структурной связью, она должна быть способна к деятельности, к созданию надындивидуальных смысловых образований. Напротив, духов­ные элементы есть и остаются привязанными к отдельному, они остаются чисто субъективными и одиночными. Никогда мне не могут быть даны представления кого-то другого, его чувства, его желания, потому что по своей сущности они чистые состоя­ния Я или функции Я- Я имею их, и они как таковые неотдели­мы от моего переживания Я- В соответствии с этим психология элементов имеет дело с явлениями, которые непосредственно доступны только духовному личному опыту отдельного Я. Но, вероятно, другой может сообщить мне смысл своих пережива­ний. Тогда он создаст нечто объективное, будут ли это зафик­сированные в языке данные познавательного характера, или произведение искусства, или техническое сооружение. И когда я вживаюсь в этот объективированный смысл, во мне возника­ет соответствующий, т. е. направленный на соответствующий смысл, духовный акт. Правда, его структура может быть опять соткана из представлений, чувств, желаний. Но тогда они яв­ляются моими представлениями и т. д., которые, как известно, не совпадают со свойственным этому акту содержанием и спо­собами. Общим нам является только смысл. В качестве смысло-созидающей и смыслопереживающей индивидуальная душа пе­реходит отсюда в надындивидуальный дух.

В силу своей закономерной структуры, в которой духовное создается или переживается и оценивается для всей души, от­дельная душа причастна к царству духа 4. До тех пор пока она не в состоянии полностью понять объективный смысл этого цар­ства, до тех пор она выходит вовне со своей соответствующей норме созидательной деятельностью. Таким образом, создаются напряжения между душой и духом. Но также всегда существу­ет напряжение между историческим духом и вечными законами, которые сами по себе являются не чем иным, как тенденциями к воплощению смысла. Итак, прежде всего нужно открыть эти законы и их ответвления. Выше мы назвали этот внутренний смысл нормативным духом. Психологически это исследование, относящееся к науке о духе, будет состоять в том, что мы хо­тим исследовать разнообразные субъекты, в каждом из кото­рых господствуют духовные законы и определяют его субъек-

4 Вопрос о том, насколько эта духовная объективность должна быть го-отнесена с материальной объективностью, чтобы она получила продолжаю­щееся во времени существование, здесь не должен исследоваться. Смотри об этом мою статью в «Festschrift f. Volkelt» (1918) «К теории понимания и о> духовно-научной психологии».

360

тнвную структуру в типическом образе действия. Потому что это отклонение от идеи нормальной структуры человека вообще переходит в исторические и личные особенности, которые как раз и должна описать психология.

Отношение отдельной структуры вообще к общей структу­ре объективного и нормативного духа было бы предметом об­щей психологии как науки о духе. Но типы отдельных структур, в которых запечатлевается какая-то одна сторона объективно­го и нормативного духа, относятся к области дифференциальной психологии как науке о духе.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................ 3

Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период

открытого кризиса (начало 10-х—середина 30-х годов XX в.) 5

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Вводные замечания.............. 18

Боринг 9. Г. История интроспекции......... 20

Левин К- Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами

мышления в современной психологии......... 47

Раздели. БИХЕВИОРИЗМ

Уотсон Джон Б. Психология с точки зрения бихевиориста ... 79

Уотсоя Джон Б. Бихевиоризм........... 96

Толмен Э. Поведение как молярный феномен....... 107

Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека..... 124

Раздел III. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Вертгеймер М. О гештальттеории.......... 144

Кёлер В. Об изоморфизме............ 160

Кёлер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии...... 163

Левин К. Топология и теория поля.......... 181

Левин К- Определение понятия «Поле в данный момент» . . . 190

Р а з д е л IV. ПСИХОАНАЛИЗ

Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций......... 207

Фрейд 3. Я и Оно.............. 243.

Разделу. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Дюркгейм Э. Социология и теория познания....... 273'

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление........ 297

Р а з д е л VI. ДУХОВНО-НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дильтей В. Описательная психология......... 319

Шпрангер Э. Два вида психологии ,......... 347

362

Учебное издание

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Тексты

Под ред, П. Л. Гальперина, А. Н. Ждан

Зав. редакцией Н. А. Р я б и к и н а

Редактор

Г. П. Баркова

Художествепный редактор

А. Л. П р о к о ш е в

Обложка художника

И. С. К л е й н а р д а

Технический редактор

Т. А. К о р н е е в а

Корректоры И. А. М у ш и и к о в а, Е. Н. П а в л о в а

ИБ № 4277

Сдано в набор 21.08.92. Подписано в печать 1.12.92. Формат 60X90'/ia.

Бумага тип № 2. Гарнитура литературная. Высокая печать.

Усл. печ. л. 23,0. Уч.-изд. л. 25,73. Тираж 7800 экз.

Заказ № 221. Изд. № 1926.

Ордена «Знак Почета» издательство Московского университета. 103009, Москва, ул. Герцена, 5/7.

ПП «Чертановская типография» Мосгорпечать 113545, Москва, Варшавское шоссе, 129а

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

В 1993 году

Издательство Московского университета

выпустит книгу:

Психология эмоций: Тексты. — 2-е изд. / Под ред..

В. К. Вилгонаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — 20 л.

В книге (1-е изд. — 1984 г.) воспроизводятся фрагменты работ по основным направлениям изу­чения эмоций в отечественной и зарубежной психо­логии. Включены также материалы, анализирую­щие конкретные эмоциональные состояния (3. Фрейд. Печаль и меланхолия; Э. Линдеман. Клиника острого горя; Я. М. Калашник. Патологи­ческий аффект) и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека (Стендаль. О люб­ви; К- Роджерс. Эмпатия).

Для студентов-психологов, аспирантов, педаго­гов, а также всех интересующихся историей и сов­ременным состоянием психологии эмоций.