Смекни!
smekni.com

Психология преступных групп и криминальной субкультуры (стр. 3 из 11)

Импульсивные и эмоциональные эндогенные преступники имеют специфическую цель получить положительные эмоции от совершения какого-либо действия или обладания чем-либо. Они решаются на преступления, как правило, без борьбы мотивов.

Расчетливо-рассудительные эндогенные преступники стремятся к достижению криминальных целей, при этом они осознают, что наносят вред другим лицам.

С.В. Познышев считал необходимым использовать специальные тесты для изучения личности преступника. По его мнению, важно подвергать испытуемых действию раздражителей, чтобы вызвать чувства негодования, печали и др. Такие опыты могут вскрыть интересные ассоциации определенных представлений с известными эмоциями.

А.Ф.Лазурский выделял следующие типы личности преступника;

Апатичный (испытывающий некоторую апатию или безразличие к происходящим вокруг него криминальным событиям и преступлению, участником которого он является);

- расчетливо-эгоистичный (заблаговременно планирующий преступление, совершающий его осознанно и не считающийся при этом с мнением окружающих);

-аффективно-извращенный совершающий преступление под воздействием внешних факторов, носящих форму внешнего раздражителя и провоцирующих наступление криминальных последствий, к которым субъект в силу своих индивидуально-психологических особенностей имеет определенную предрасположенность);

- извращенно-насильственный (совершающий преступления в силу внутренних побуждений и предрасположенности к насильственным действиям).

А.Д. Глоточкин и В.Ф.Пирожков в качестве критериев классификации личности преступника выбрали эмоциональность и рассудительность. Авторы подразделяют преступников на эмоциональные (импульсивно- аффективные и эмоционально-страстные) и рассудительных (эмоционально- рассудительные и "холодные натуры"). В основе криминальных проявлений указанных категорий преступников лежат особенности развития и состояния их эмоционально-волевой сферы.

К.К. Платонов читал критерием возможной типологии личности преступника противоправную деятельность и потенцию к преступлению. Он выделял следующие типы личности преступника:

а) самый отягощенный;

б) способный совершить преступление только под влиянием внешних условий;

в) совершающий преступление только случайно;

г) с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к нарушителям правовых норм;

д) с высоким уровнем правосознания, активным противодействием нарушению правовых норм другими.

Ф.С. Махов (1972 г.) называет три эмоциональных типа преступников, склонных к агрессии и насилию: лица, обладающие эмоциональной "толстокожестью"; "жесткие парни"; насильники, садисты, испытывающие моральное и физическое удовлетворение при виде физических и нравственных страданий.

Г.Г. Бочкарева разработала типологию несовершеннолетних, преступников, взяв в качестве критерия особенности мотивационно-потребностной сферы. Она выделила "преступников-циников", "раскаивающихся преступников" и "неустойчивых преступников"".

Г.М. Миньковский, А.И. Ушатиков и В.Г. Деев доминирующим критерием классификации личности преступника избрали ступенчатое развитие направленности личности и разделили преступников на лиц:

а) негативно-пренебрежительно относящихся к окружающим их личностям;

б) имеющих корыстную направленность;

в) имеющих индивидуалистическую направленность;

г) легкомысленно-безответственных.

А.Г.Ковалев при создании типологии личности преступника исходил из характера нравственной ориентации и степени ее стойкости. Доминирующим критерием ученый считал степень криминальной зараженности преступников. Он выделил следующие типы преступников: глобальный (желающий и стремящийся совершать преступления, испытывающий потребность в криминальном образе жизни); парциальный (частично пораженный); предкриминальный.

М.И. Еникеев полагает, что в типологии личности преступников следует выделять три градации:

1) общий тип преступника;

2) личность преступника определенной категории;

3) личность преступника определенного вида. Критерием типического в преступнике является степень его социальной вредности (общественной опасности). Степень общественной опасности зависит от направленности личности преступника в отношении социальных ценностей. Направленность бывает асоциальной и антисоциальной.

Ученый выделяет три типа преступников: асоциальный (менее злостный), антисоциальный (злостный) и случайный, характеризующийся дефектами психической саморегуляции. Асоциальный тип - это так называемые "ситуативные" преступники, впервые совершившие преступления на основе общей асоциальной направленности.

Антисоциальный тип - это, по мнению М.И.Еникеева, злостный профессиональный преступник. К этому типу преступников он относит лиц, имеющих корыстную, корыстно-Насильственную и насильственную направленность.

Среди преступников с корыстной направленностью М.И.Еникеев выделяет:

корыстно-хозяйственных преступников (не соблюдающих экологических норм производства, игнорирующих налогообложение, лицензирование, занимающихся незаконным предпринимательством и др.);

корыстно-служебных преступников (нарушающих правила торговли, совершающих хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов и др.); воров, расхитителей; мошенников;

личности {убийство, причинение тяжкого вреда здоровью) в состоянии аффекта. Они раскаиваются в содеянном, пытаются не вступать в контакты с рецидивистами в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

3. Психология совершения преступлений в составе преступных групп

А что же включает в себя психологическая структура преступной группы? Прежде всего — это противоправная деятельность ее участников, сложившаяся на основе взаимоотношений между лидерами и другими членами группы. Такая структура представляет собой сеть психологических взаимосвязей и взаимозависимостей. Отдельным элементом этой структуры являются индивидуальные позиции, занимаемые каждым индивидом в процессе его самоутверждения в группе. Психологическая структура выражается в определенных видах взаимоотношений, возникающих между участниками группы в общении, связанном с преступной деятельностью.

Преступная группа - это противозаконная, антисоциальная корпорация людей, существующая в своей преступной деятельности изолированно, нелегально, поэтому само положение отличает преступную группу от коллективов и других общностей людей.

Деятельность в преступных группах подразделяется на социально - организванное поведение, с одной стороны, и на поведение разрушительное; антисоциальное с другой.

Преступным группам в большей степени свойственно социально-психологическое заражение, нежели в социально-положительных группах, даже при относительной изоляции деятельности группы. Это заражение является основой уподобления участников группы друг другу. Если индивидуальное преступное поведение находит первоначальное объяснение при рассмотрении неблагоприятных условий формирования личности, при анализе различных жизненных ситуациях, то групповая преступность характеризуется особенностями взаимодействия человеческой личности с окружающей его внешней средой.

Выясняя мотивы создания преступных групп, необходимо определить критерии организованной преступной деятельности по направленности, по объекту преступления и объективной стороне. Все мотивы преступления и подготовки к нему являются антисоциальными, однако, это не означает, что все они однородны, ибо степень их антисоциальности может быть разной, так же, как и различна направленность противоправной деятельности по объекту посягательства и объективной стороне преступления.

Так, при формировании преступных групп расхитителей, воров, грабителей и разбойников определяется корыстный мотив. Корыстный мотив расхитителей, использующих свое должностное положение, объясняется частнособственническими устремлениями, связанными с условиями службы. Корыстный мотив участников насильственно-имущественных групп характеризуется открытым противопоставлением деятельности по удовлетворению извращенных потребностей с применением насилия над личностью или без применения насилия требованиям права.

Для расхитителей характерно наличие потребностей к удовлетворению их противоправным способом. Определяющие мотивы преступных групп расхитителей характеризуется стремлением к приобретению дорогостоящих вещей, золота, валюты за счет государства или граждан.

Преобладание материальных потребностей в их уродливой форме бывает у духовно нищих, односторонних людей, у которых в центре заботливое благополучие. Сам же процесс накопления порождает уродливую потребность, когда человек живет ради вещей, когда деньги перестают быть средством, а становятся целью жизни. Такая потребность приводит к жадности.

Наличие извращенного понимания способов достижения желаемого, извращенных потребностей характерно и для участников, совершающих насильственно-имущественные преступления. Однако, преступная деятельность участников этих групп по преступному посягательству, т.е. удовлетворению своих уродливых потребностей, характеризуется безразличием как к государственному и общественному имуществу, так и к личной собственности граждан. Корыстный мотив расхитителей, участников воровских, грабительских и разбойных групп одинаково продиктован стремлением к паразитическому образу жизни. Побуждающими мотивами преступных групп, участники которых прибегают к имущественным преступлениями, является стремление иметь деньги, хорошо одеваться.

Определяя потребности как первоисточник активности человека, необходимо сказать, что извращенные материальные потребности ведут к корыстным преступлениям, к формированию преступных групп расхитителей и групп, деятельность которых направлена на имущественно-насильственные преступления. Аналогичным образом формируются преступные группы лиц, имеющих извращенные сексуальные потребности и стремящихся их удовлетворить насильственным путем.