Смекни!
smekni.com

Введение в психологию Петровского (стр. 102 из 121)

Исследования уровня притязаний личности не только со сто­роны их действенности, но и по их содержанию, по связи с целя­ми и задачами коллектива позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях суще­ственно важной для педагога становится задача повышения уров­ня притязаний личности; если школьник невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербно­сти, устойчивой потере уверенности в успехе. Повторяющиеся не­удачи могут привести к общему снижению самооценки, сопро­вождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфлик­тами, к тому, что ученик махнет на себя рукой. Учитель, который систематически выставляет против фамилии этого ученика в жур­нале «двойку», казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания психологию школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальности учащегося, характера фрустрации, реальных возможностей педагога и т.д. Здесь возможны и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первона­чально в другой области, не связанной с той, в которой обнару­жились фрустрации. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический

414

подход к ее перспективам дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком или подростком, которая будет способствовать пробужденшо в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

В других случаях для педагога важно несколько снизить уровень притязаний ребенка или подростка, в особенности там, где задачи, которые школьник ставит перед собой, не оправды­ваются реальной ситуацией, а самооценка возможностей ученика неоправданно завышена: у него появляется зазнайство, возни­кает своего рода комплекс превосходства и т.п. Необходимость решения подобной задачи подчеркивается не только тем обстоя­тельством, что школьник с небправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в коллективе (рассма­тривается как хвастун), но и потому, что имеющаяся у него завышенная самооценка, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные кон­фликты. Нередко при этом ученик, пытаясь игнорировать несо­вместимые с его явно завышенной самооценкой факты личных неудач, проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекват­но, притворяясь вполне удовлетворенным, или стремится объяс­нить свои неудачи чьим-то противодействием, чьей-то злой волей, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При час­том повторении эти психические состояния закрепляются в ка­честве устойчивых черт.

Психологическая защита личности. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале XX в. американский психолог У. Джемс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности — самоуважение — характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель — его притязания:

_, успех

Самоуважение = притязанш

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуваже­ния в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь ~ снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Разумеется, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения

415

самоуважения. Человек в своей деятельности (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но приходится считаться с тем обстоятельством, что иные люди избирают второй путь сохранения самоуважения, снижая уровень притязаний, т.е. прибегают к пассивной психо­логической защите своего «Я-образа».

Психологическая защита не может быть сведена к одним лишь случаям снижения уровня притязаний, а представляет собой осо­бую регулятивную систему, используемую личностью для устране­ния психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу», и сохранения его на уровне, желательном и возмож­ном для данных обстоятельств.

Понятие о «защитных механизмах» было разработано главой психоаналитической школы 3. Фрейдом. 3. Фрейд предположил, что бессознательная сфера человека (главным образом, сексуаль­ная) сталкивается с «защитными механизмами» сознательного «Я», «внутренней цензурой» личности и в результате этого подвергается различным преобразованиям. Примечательно, что психологическая защита была описана великими писателями, глубочайшими знатоками человеческой психологии Ф.М. Досто­евским, Л.Н. Толстым и другими.

Так, например, одним из механизмов психологической защи­ты, по Фрейду, является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию. Агрессия иногда принимает форму прямого нападе­ния на других людей, а иногда выражается в угрозах, грубости, враждебности не только по отношению к тем обстоятельствам или лицам, которые повинны в создании барьера, но и в отношении тех окружающих, на которых в этом случае «срывается зло». Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в фантазии человека. Обиженный представляет себе сцены мести, ничего не предпринимая на деле. Иногда фрустрация разрешается агрессией, направленной против самого себя. Наконец, фрустра­ция может вести к тому, что личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым (или кажущимся непреодолимым) барьером, другой, которая оказывается для нее более доступной, перспективной (или таковой представляется). Здесь мы имеем дело еще с одним механизмом психологической защиты - переключением. В трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» превосходно описаны такие виды психоло­гической защиты, как рационализация и вытеснение. Они находя' отражение в следующем признании главного героя трилогии:

416

«Я был слишком самолюбив, чтобы привыкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, доставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал, и напрягал все силы своего ума и воображения, чтобы находить наслаждение в гордом одиночестве».

Механизм вытеснения иллюстрируется известными выраже­ниями «спрятать голову в песок».

Самосознание личности в различных его проявлениях -результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоува­жения, самочувствия человека, другими словами, - динамику его самосознания.

6. Развитие Развитие личности и развитие психики. Индивид обла-личности дает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе ре­гулировать свою деятельность. В то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений.

Одно не может быть оторвано от другого - нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека — т.е. личность - лишенного психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознани­ем, который не выступал бы субъектом межиндивидньгх отно­шений, т.е. не был бы личностью. Однако из этого, разумеется, не следует, что личность субъекта и психика субъекта - тождест­венные понятия. Их единство не предполагает тождества (не случайно словоупотребление «психика личности», но, разумеется, не «личность психики»).

Приведем конкретный пример. Привлекательность (аттрак­ция) — это характеристика личности человека. Однако она не может рассматриваться как характеристика его психики хотя бы уже потому, что этот человек привлекателен для других, и именно в психике этих людей, осознанно или неосознанно, складывается эмоциональное отношение к нему как к привлекательному человеку, формируется соответствующая установка. Разумеется, привлекательность человека предполагает наличие у него комп­лекса определенных индивидуально-психологических качеств. Од­нако никакой даже самый изощренный психологический анализ, обращенный к этим индивидуально-психологическим особенно-

14 Введение в психологию 417

стям, не может сам по себе объяснить, почему в одних со­обществах этот субъект оказывается привлекательной, а в дру­гих - отталкивающей личностью. Для ответа на этот вопрос необходим социально-психологический анализ этих общностей, и это становится существенным условием понимания лично­сти. Итак, не выявив уровень развития группы, нельзя объяс­нить причины привлекательности или непривлекательности личности,. Можно в подробностях описать качества психики, героя или злодея, но вне деяний, ими совершаемых, а сле­довательно, без анализатех изменений, которые они этими дея­ниями (благодеяниями или злодеяниями) производят в жизнедея­тельности других людей, охарактеризовать их психологически нельзя, и как личности они перед нами не предстанут.