Смекни!
smekni.com

Введение в психологию Петровского (стр. 11 из 121)

Новые объекты требовали и новых объективных методов. Только они могли обнажить те уровни развития психики, которые предшествовали процессам, изучаемым в лабораториях. Отныне уже невозможно было относить эти процессы к разряду первич­ных фактов сознания. За ними ветвилось великое древо сменяю­щих друг друга психических форм. Научные сведения о них позволили психологам перейти из университетской лаборатории в детский сад, школу, психиатрическую клинику.

44

Практика реальной исследовательской работы до основания расшатала взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание ее предмета. Оно по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах.

В любой области знания имеются конкурирующие концепции и школы. Такое положение нормально для роста науки. Однако при всех разногласиях эти направления скрепляют общие воззре­ния на исследуемый предмет. В психологии же в начале XX сто­летия расхождение и столкновение позиций определялись тем, что каждая из школ отстаивала отличный от других собственный предмет. Психологи, по свидетельству одного из них, почувство­вали себя «в положении Приама на развалинах Трои».

Между тем, за видимым распадом шли процессы более углуб­ленного, чем в прежние времена, освоения реальной психической жизни, различные стороны которой отразились в новых теорети­ческих конструкциях. С их разработкой сопряжены революцион­ные сдвиги по всему фронту психологических исследований.

Функционализм. В начале XX века прежний образ предмета психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему боль­шинство психологов считало, что они изучают сознание и его явления, эти явления все теснее соотносились с жизнедеятель­ностью организма, с его двигательной активностью. Лишь очень немногие продолжали вслед за немецким психологом Вундтом считать, что они призваны заниматься поисками строительного «материала» непосредственного опыта и его структурами.

Такому подходу, названному структурализмом, про­тивостоял функционализм. Это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным делом психо­логии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым, пред­метная область психологии расширялась. Она виделась охваты­вающей психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а ор­ганизмом с целью удовлетворить его потребность в приспособ­лении к среде.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он известен также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие) - философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

В своих «Основах психологии» (1890) Джемс писал, что внут­ренний опыт человека — это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Его отличают личностная (в смысле выражения инте-

45

ресов личности) изоирательность (способность постоянно произ­водить выбор).

Обсуждая проблему эмоций, Джемс (одновременно с датским врачом Карлом Ланге) предложил парадоксальную, вызвавшую острые споры концепцию, согласно которой первичными явля­ются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными — вызванные ими эмоциональные состояния. «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого».

Хотя Джемс не создал ни целостной системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания во взаимодействии организ­ма со средой, взывающей к практическим решениям и действиям, прочно вошли в идейную ткань американской психологии. И ныне по блестяще написанной в конце прошлого века книге Джемса учатся в американских колледжах.

Рефлексология. Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятель­ности этих органов - ощущения.

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверж­дали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно -целостное поведение.

Поскольку теперь взамен ощущения в качестве исходного по­нятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под именем рефлексологии.

И.П. Павлов обнародовал свою программу в 1903 году, назвав ее «Экспериментальная психология и психопатология на живот­ных». В дальнейшем от слова «психология» он отказался и даже брал со своих сотрудников штраф, когда они, обсуждая опыты над собаками, применяли психологические термины. Поводом служи­ла отягченность этих терминов родимыми пятнами субъективной психологии сознания, тогда как главным делом павловской школы было строго объективное изучение поведения.

Чтобы понять революционный смысл павловского учения о поведении, следует иметь в виду, что он называл его учением о высшей нервной деятельности. Речь шла не о замене одних слов другими, но о кардинальном преобразовании всей системы кате­горий, в которых объяснялась эта деятельность.

Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксиро­ванная, стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие

46

принцип условности. Отсюда и его главный термин - услов­ный рефлекс. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий -внешних и внутренних.

Внешние раздражители становятся для него сигналами, ориен­тирующими в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор - потребность орга­низма. Модельный опыт Павлова заключался в выработке реак­ции слюнной железы собаки на звук, свет, форму и т.п.

На этой гениально простой модели, варьируя бессчетное число раз совместно со множеством учеников (школу Павлова прошло около 300 исследователей) условия образования, преобразования, сочетания рефлексов, Павлов открыл законы высшей нервной дея­тельности. За каждым на первый взгляд несложным опытом скрывалась густая сеть разработанных павловской школой поня­тий (о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.), позволяющих причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.

Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге «Объективная психология» (1907) В.М. Бехтерев, давший условным рефлексам другое имя: сочетательные. Между воззрениями двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.

Бихевиоризм. Под влиянием их идей возникает новое мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии пове­дение, понятое как совокупность реакций организма, обусловлен­ных его общением со стимулами среды, к которой он адапти­руется.

Кредо этого направления запечатлено в термине «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Д. Уотсона, в статье которого «Психоло­гия, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борт» как пере­житок алхимии и астрологии все понятия субъективной психо­логии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бехте­рев, на концепции которых опирался Уотсон, не, придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания».

Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превра­щали организм в лишенное психических качеств устройство. Они

47

изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания стимулы — реактивные отношения.

Изменились схемы психологических экспериментов. Они ста­вились преимущественно на животных - белых крысах. В качест­ве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологиче­ских аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспе­риментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обра­ботке, ведь реакции животных носили не жестко предопреде­ленный, а статистический характер. Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой путь в «лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит его величество - случай.

Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался одно­сторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппа­рат психологии категорию действия в качестве не только внутрен­ней, духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания. Его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство не­боскреба или игру в теннис. Основа же всего - законы научения.