Смекни!
smekni.com

Введение в психологию Петровского (стр. 54 из 121)

222

случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их пред­метному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводят­ся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необ­ходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удо­влетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действитель­ности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в кон-кретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми орга­нически слиты яркие представления того, как будет осуществ­ляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характе­ризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышле­ния. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопре­деленность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев.

223

Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопре­деленности, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характе­ризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышле­ния. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма вели­ка. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, на­против, трудно получить ответ с помощью мышления — здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с не­полной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окру­жающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не вопло­щаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

224

Человек может вызывать пассивное воображение преднаме­ренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в -жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворя­ются его потребности, где ему все удается, где он занимает поло­жение, на которое не может надеяться в настоящее время и в ре­альной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контроли­рующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (снови­дения), при патологических расстройствах сознания (галлюцина­ции) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на пред­намеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соот­ветствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении геогра­фических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отоб­ражено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, характеристику интерьера или город­ского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действитель­ности. Пространственное воображение, необходимое при изуче­нии стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предпола­гает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются

X Введение в пснхолоиио 225

в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у под­ростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкрет­ной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечта­тельностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Аналитико-синтетаческий характер процессов воображения. Установив функцию, которую выполняет воображение в деятель­ности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с по­мощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и какое их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетиче­ский характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохра­нять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасы­вать несущественные. Этот анализ завершается синтезом — созданием своего рода эталона, при помощи которого осу­ществляется опознание тех объектов, которые при всех изме­нениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция памяти — возобновление образов в макси­мальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете приближе­ние к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в пове­дении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуа­ции заведомо новой, ранее не возникавшей. И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изме­нились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.